Фудшеринг в России: почему торговые сети не отдают еду нуждающимся

Фудшеринг в России: почему торговые сети не отдают еду нуждающимся
Сейчас фудшеринг во многом держится на плечах простых волонтеров

Делиться сегодня призвали торговые сети в России. Министерство промышленности уже поддержало идею подобной помощи, которая действует в странах Европы. Магазинам советуют не выбрасывать продукты, если их срок годности еще действует несколько дней, а раздавать тем, кто нуждается. К этой программе уже подключились волонтеры. Как будет работать фудшеринг?

Волонтеры фудшеринга

Студент Александр в свободное от учебы время разгружает машины — просто так, ничего за это не получая. Он волонтер фудшеринга, один из тех, кто бесплатно развозит еду малообеспеченным, старикам. Людям, для кого эта помощь критически необходима.

«Волонтерство — это то, чем ты можешь пожертвовать ради другого человека. И ты понимаешь, что людям это важно», — говорит юноша.

Food share с английского переводится как «делиться едой». И эта система уже давно действует в США, Канаде, ЕС. В России все больше компаний включается в ее орбиту. Крупные магазины, кафе, торговые центры — все они привозят излишки своих продуктов на этот московский склад.

«Правда, спасибо большое и благотворителям, и волонтерам. Такая поддержка. У меня дома масла, например, вообще нет растительного», — благодарят волонтеров жители.

«Автобус жизни» и помощь в кафе

Фудшеринг работает и в регионах. В Челябинске по городским улицам ходит «автобус жизни» — внутри находятся фрукты, овощи, хлеб и полевая кухня. Здесь не требуют документов и справок: если человек просит продукты, значит они ему действительно нужны.

— Земной поклон им. Дай Бог им здоровья!

— Для вас важна эта помощь?

— Очень. Работы нет, возраст уже.

И это, как и в случае с московским фудшерингом, опять-таки благотворительный фонд. Держится на простых волонтерах.

В Кисловодске у Светланы Тягуевой свой бизнес. Она держит небольшое кафе, готовит сама. А все, что остается, отдает бедным людям. Тех, у кого проблемы с деньгами, она кормит бесплатными обедами.

«Есть люди, которые даже в соцсетях мне пишут: „Может, вам помощь нужна, может вам как-то помочь“. Я думаю, мы с кем-нибудь соединимся и людей не оставим», — говорит Светлана.

Проблемы с фудшерингом

Волонтерство набирает обороты. В стране появляется все больше бизнесменов и владельцев торговых сетей, которые бесплатно делятся излишками своих продуктов. В Минпромторге и Госдуме предлагают понятие «фудшеринг» закрепить законодательно, помочь таким волонтерам создать систему, при которой делиться продуктами будет выгодно.

«Есть специализированные организации, которые занимаются вывозом такой продукции и ее утилизацией. Любые иные способы ее аккумуляции требуют серьезных затрат, что в принципе абсолютно невыгодно магазину», — говорит эксперт по рынку ретейла Андрей Карпов.

Многие торговые сети отказываются делиться продуктами, даже теми, которые вот-вот превратятся в просрочку, по одной простой причине: когда они отдают продукты бесплатно, по закону все равно должны заплатить налог.

«Вынуждены были бы заплатить за эту продукцию налог на добавленную стоимость. Так как будто они ее продали. Что, разумеется, несправедливо и чрезвычайно затратно», — объясняет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Волонтеры рады, что государство обратило на них внимание. И законодатели обдумывают, как это все сделать технически, они не сидят на месте. Московский юрист Марина Тимофеева свое свободное время тратит на то, чтобы разносить продукты старикам. И ей не жалко ни времени, ни денег, когда она слышит: «Спасибо вам большое!»