Публичная благотворительная программа

Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц «Фонд продовольствия «Русь» («Foodbank Rus»)

Содержание Программы

  1. Общие положения
  2. Миссия и цель Программы
  3. Принципы Программы
  4. География, сроки и этапы реализации Программы
  5. Источники финансирования Программы
  6. Смета благотворительной Программы
  7. Планируемые результаты реализации Программы
  8. Участники Программы
  9. Основные направления деятельности Фонда по реализации Программы
  10. Механизм реализации Программы
  11. Конфиденциальность сведений и информации, полученных при реализации Программы
  12. Распространение информации о Программе
  13. Утверждение и изменение Программы

1. Общие положения

1.1. Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций физических лиц «Фонд продовольствия «Русь» (Foodbank Rus) разработана в соответствии с требованиями и положениями Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», иных законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации, Уставом Благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь».

Благотворительная Программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц «Фонд продовольствия «Русь» (Foodbank Rus) (далее по тексту — Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям Благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь» (далее по тексту — Фонд).

Программа направлена на оказание социальной поддержки и благотворительной помощи благополучателям Программы (раздел 8) по всей России посредством предоставления продуктов питания, денежных средств и иного имущества, приобретенного Фондом или пожертвованного для этих целей Фонду физическими и юридическими лицами, и доведенного до благополучателей-физических лиц самостоятельно либо через партнерскую сеть некоммерческих организаций.

1.2. В рамках Программы существуют следующие Подпрограммы:

1) Благотворительная подпрограмма социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения социально-незащищенных категорий населения (далее — Подпрограмма 1);

2) Благотворительная подпрограмма содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни и улучшения морально-психологического состояния граждан (далее — Подпрограмма 2);

3) Благотворительная подпрограмма по охране окружающей среды и защите животных (далее — Подпрограмма 3);

4) Благотворительная подпрограмма содействия деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности (далее — Подпрограмма 4);

5) Благотворительная подпрограмма развития и поддержки добровольческой деятельности (далее — Подпрограмма 5).

2. Миссия и цель Программы

Миссия Программы

Перераспределение товарных ресурсов в целях снижения уровня бедности, предотвращения недоедания населения и уменьшения вреда экологии России.

Цели Программы

Целью Программы и всех ее Подпрограмм является аккумулирование имущества (продуктов питания, денежных средств и иного имущества), полученного посредством добровольных пожертвований от юридических и физических лиц, а также привлеченного иной не запрещенной законом деятельностью, и использование данного имущества для осуществления благотворительной деятельности, направленной на:

  • социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения социально-незащищенных категорий населения; при этом под улучшением материального положения понимается, в том числе, экономия расходов граждан, которая имеет место при получении благотворительного пожертвования в виде продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; в том числе, путем обеспечения дополнительного питания;
  • охрану окружающей среды и защиту животных;
  • достижение целей в области устойчивого развития (ЦУС), утвержденных Программой ООН, а именно: ЦУР1 (ликвидация нищеты); ЦУР 2 (ликвидация голода); ЦУР 3 (хорошее здоровье и благополучие населения); ЦУР 10 (уменьшение неравенства); ЦУР 12 (ответственное потребление и производство); ЦУР 13 (борьба с изменением климата); ЦУР 15 (сохранение экосистем суши); ЦУР 17 (партнерство в интересах устойчивого развития);
  • содействие деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
  • содействие добровольческой деятельности.

Оказание благотворительной помощи, в том числе финансовой (денежными средствами) Благополучателям Программы, может осуществляться, в частности, путем предоставления пожертвований и грантов, выплаты стипендий, присуждения премий, оказания консультаций и иными не запрещенными действующим законодательством способами.

3. Принципы Программы

Законность

В процессе реализации Программы Фонд неукоснительно соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации.

Открытость

Программа открыта для присоединения участников. Число участников Программы не ограничено.

Прозрачность

Фонд регулярно публикует на своем сайте отчеты об использовании пожертвований, ежегодно размещает на сайте консолидированный отчет о реализации Программы.

Фонд проходит обязательный ежегодный независимый аудит, результаты которого публикуются на сайте Фонда.

Актуальность и эффективность

При оказании благотворительной помощи Фонд перераспределяет полученное для реализации Программы имущество, тем самым решая социальную задачу предоставления помощи социально-незащищенным категориям населения, оказывая приоритетную поддержку наиболее нуждающимся Благополучателям на момент передачи имущества, и экологическую задачу обеспечения эффективного использования продовольственных и непродовольственных товаров.

Ответственность

Фонд несет ответственность за качество оказываемой помощи, за исполнение своих обязательств перед участниками Программы.

Экспертность

За время своей работы Фонд приобрел большой опыт в оказании поддержки социально-незащищенным категориям населения, в деятельности, направленной на защиту экологии. Являясь экспертом в указанных направлениях, Фонд разрабатывает уникальные и передовые технологии и механизмы работы, участвует в исследованиях и программах, посвященных благотворительности, делится своим опытом с другими организациями и людьми, преследуя задачи совершенствования и популяризации идей, целей и технологий благотворительной деятельности.

Справедливость и безвозмездность

В рамках своей деятельности Фонд, опираясь на собственные ресурсы и исходя из их объема, распределяет помощь нуждающимся, руководствуясь принципами социальной справедливости. Фонд обеспечивает безвозмездное предоставление помощи нуждающимся, помощь Фонда не обусловлена каким-либо встречным предоставлением.

Соблюдение антикоррупционной политики

Фонд, его учредители, лица, входящие в органы управления, должностные лица не должны прямо или косвенно:

  • платить, предлагать, обещать уплатить или разрешать предоставлять какие-либо ценности (включая подарки, представительские расходы и пожертвования) официальным лицам или сотрудникам органов государственного управления, государственных компаний или политических партий, политическим кандидатам или любым другим лицам, действующим в официальном качестве в интересах или от имени государственной организации или государственных органов с целью прямого или косвенного оказания влияния на принятие решений лицами, замещающими государственные должности, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России, представителями политических партий, контрагентов, общественных организаций и иными лицами в интересах Фонда, получения, сохранения или проведения сделок неподобающим образом, а также обеспечения неправомерной выгоды для Фонда;
  • предпринимать какие-либо другие меры, которые нарушают действующие законы, запрещающие получение/дачу взятки, коммерческий подкуп, в том числе «откаты» или другие незаконные или неправомерные средства ведения деятельности.

4. География, сроки и этапы реализации Программы

География Программы

Программа реализуется на территории Российской Федерации.

Сроки реализации Программы

Срок реализации программы определяется в 50 лет. Реализация программы не зависит от планируемых количественных показателей программы; при любых имеющихся количественных показателях Программа считается реализуемой и по истечении срока реализации — реализованной.

Срок программы может быть изменен в порядке, предусмотренном Разделом 13.

Этапы реализации программы

Этапом реализации Программы признается 1 (один) календарный год. По каждому этапу реализации программы составляется Смета (Раздел 6 настоящей Программы), являющаяся неотъемлемой частью данной Программы.

5. Источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет:

  • благотворительных пожертвований, в том числе носящих целевой характер, предоставляемых физическими и юридическими лицами в денежной и (или) натуральной форме;
  • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

6. Смета благотворительной Программы

Финансирование Благотворительной программы определяется Сметой предполагаемых поступлений и планируемых расходов (далее — Смета), которая является неотъемлемой частью Благотворительной программы.

Смета (бюджет) составляется на каждый этап реализации Программы, то есть на каждый календарный год. Смета на соответствующий календарный год утверждается высшим органом управления Фондом (коллегиальным органом управления) в виде приложения к Протоколу заседания высшего органа управления.

При необходимости в течение года в утвержденную Смету могут вноситься изменения.

Если средства, утвержденные по Смете на текущий год, не использованы до конца года, то их расходование переносится на следующий год и может осуществляться в течение всего срока реализации Программы.

Смета содержит примерный расчет расходов; при изменении цен на товары, работы, услуги, при наличии непредвиденных обстоятельств Фонд при исполнении Программы может выйти за пределы Сметы.

7. Планируемые результаты реализации Программы

  • Снижение объемов потерь продуктов питания и иных товаров путем перераспределения.
  • Улучшение материального положения социально-незащищенных категорий населения; при этом под улучшением материального положения понимается, в том числе, экономия расходов благополучателей-физических лиц.
  • Улучшение здоровья граждан.
  • Улучшение материально-технической базы медицинских организаций.
  • Увеличение количества граждан, ведущих здоровый образ жизни.
  • Улучшение окружающей среды.
  • Улучшение положения в сфере защиты животных.
  • Улучшение морально-психологического состояния граждан.
  • Уменьшение социальной напряженности в обществе.
  • Внедрение в практику технологий работы «банков еды»: создание системы взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций, позволяющей оперативно распределять среди благополучателей-физических лиц по всей России большие объемы продукции.
  • Развитие корпоративной социальной ответственности компаний, в частности, программ корпоративного «волонтерства» (деятельность в качестве добровольцев) сотрудников.
  • Улучшения в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.
  • Развитие добровольческой деятельности в России.

8. Участники Программы

Участниками Программы являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную и иную деятельность в целях исполнения настоящей Программы, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность в целях исполнения настоящей Программы.

Участниками Программы являются: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Фонд выступает как благотворителем, так и благополучателем в рамках Программы. Фонд является главным организатором, координатором и исполнителем Программы, осуществляющим общее руководство реализацией Программы и обеспечивающим взаимодействие участников Программы и ее реализацию.

Фонд:

  • определяет общие принципы, единые правила, порядок и условия реализации Программы;
  • определяет цели Программы;
  • осуществляет общее руководство реализацией Программы;
  • обеспечивает реализацию Программы посредством получения и передачи пожертвований;
  • координирует деятельность участников Программы;
  • осуществляет контроль за реализацией Программы;
  • осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Положением, внутренними документами Фонда.

Фонд вправе:

  • осуществлять регулирование по всем вопросам, связанным с реализацией Программы;
  • направлять своих представителей для участия в любых мероприятиях Программы;
  • запрашивать у всех участников Программы необходимую информацию.

Благотворителями в рамках Программы могут быть физические лица (граждане Российской Федерации, иностранных государств и лица без гражданства) и юридические лица (российские и иностранные юридические лица, международные организации), разделяющие цели Программы и участвующие в ее реализации в порядке и на условиях, определенных настоящей Программой.

Благотворители могут оказывать поддержку настоящей Программы в следующих формах:

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.

Благополучатели Программы

1. Благополучатели Подпрограммы 1

1.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), включая государственные и муниципальные учреждения и религиозные организации, оказывающие поддержку социально-незащищенным категориям населения на территории РФ;

1.2. Физические лица, включая граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, относящиеся к социально-незащищенным категориям населения и получающие благотворительное пожертвование в рамках Программы.

Понятие «социально-незащищенные категории населения/граждан» включает группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья, трудной жизненной ситуации или иных факторов не в состоянии обеспечить себе (и своим семьям) на момент оказания благотворительной помощи достойный уровень материального благосостояния (малообеспеченные граждане).

Малообеспеченные граждане — лица, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту проживания данного лица.

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Основными категориями социально-незащищенных слоев населения, которым оказывается поддержка в рамках Подпрограммы 1, являются:

  • люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
  • многодетные малообеспеченные семьи; малообеспеченные семьи с доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи, семьи, потерявшие кормильца;
  • пожилые люди и инвалиды, проживающие в интернатах и домах престарелых;
  • нуждающиеся в помощи пожилые люди;
  • выпускники детских домов и интернатов;
  • инвалиды, дети с инвалидностью и их семьи, родители, воспитывающие ребенка-инвалида в одиночку;
  • лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов;
  • бездомные;
  • беженцы;
  • иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и материальной поддержке.

2. Благополучатели Подпрограммы 2

2.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), включая государственные и муниципальные учреждения и религиозные организации, оказывающие в соответствии с Уставом благотворительную помощь больным людям, в том числе, находящимся на лечении в медицинских организациях, или имеющие возможность оперативно передать пожертвование в медицинские организации;

2.2. Медицинские организации и медицинские работники, медико-социальные учреждения (хосписы);

2.3. Физические лица, находящиеся на лечении в медицинских организациях или нуждающиеся в лечении в соответствии с официальными медицинскими справками и(или) заключениями.

Для целей настоящей Программы «медицинская организация» — это юридическое лицо, осуществляющий медицинскую деятельность и имеющий на это соответствующую лицензию. Примеры медицинских организаций: больница, поликлиника, санаторий, медицинские институты и университеты и др.

3. Благополучатели Подпрограммы 3

3.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), занимающиеся в соответствии с Уставом охраной окружающей среды или защитой животных.

4. Благополучатели Подпрограммы 4

4.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), занимающиеся в соответствии с Уставом деятельностью в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

5. Благополучатели Подпрограммы 5

5.1. Добровольцы (волонтеры), задействованные в благотворительных мероприятиях, соответствующих уставным целям Фонда;

5.2. Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации, участвующие в благотворительных мероприятиях, соответствующих уставным целям Фонда.

Благополучателями в рамках Программы не могут быть:

  • политические партии и общественные объединения политической направленности;
  • коммерческие организации;
  • международные и иностранные правительственные организации.

Запрещается поддержка политических партий, движений, групп и кампаний посредством каких-либо мероприятий Программы. Запрещается проводить одновременно с какими-либо мероприятиями Программы предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

9. Основные направления деятельности Фонда по реализации Программы

Направление «Промышленный фудшеринг»

В рамках данного направления Фонд принимает и передает стоки или имущественные пожертвования (продукты питания, иное имущество) от компаний-производителей и иных юридических лиц (далее — «Доноры»).

Стоки (от анг. stock — запас, хранить на складе) — это продовольственная и непродовольственная продукция, не потерявшая потребительских свойств, переданная Фонду в качестве пожертвования Донорами. Обычно «Стоками» называют излишки продукции сверх количества, необходимого для эффективного оборота запасов компании, образовавшиеся в результате перепроизводства, незначительного брака упаковки (не влияющего на качество продукции), иных маркетинговых причин, при этом потеря коммерческой привлекательности продукции для Донора не означает утрату ею потребительских свойств. «Стоки» являются продукцией пригодной к употреблению и использованию в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Полученное от Доноров имущество Фонд безвозмездно передает в качестве пожертвований Благополучателям Программы.

Благотворительный проект «Народный обед»

Народный обед — это проект по снабжению Благополучателей Программы продуктовыми/непродуктовыми наборами. В рамках проекта при поддержке партнеров Фонд закупает продукты питания и иную продукцию, доставляет их на склады, где волонтеры фасуют общий объем товаров по наборам. Сформированные добровольцами «Народные обеды» безвозмездно передаются в качестве пожертвований Благополучателям Программы через партнерскую сеть НКО или самостоятельно.

Реализация проекта «Народный обед» осуществляется за счет денежных целевых пожертвований от физических и юридических лиц в адрес Фонда.

В ходе развития проекта возможны изменения, в частности, изменение состава набора, использование для проекта не денежных целевых пожертвований, иные изменения, не затрагивающие суть проекта.

Направление «Продовольственные и непродовольственные марафоны»

Направление представляет собой сбор имущественных не денежных и денежных пожертвований от физических и юридических лиц.

В частности, в рамках данного направления Фонд при партнерстве коммерческих компаний (как правило, ритейл) осуществляет сбор имущественных не денежных пожертвований (продовольственной и непродовольственной продукции) от физических лиц, когда физические лица приобретают продукцию в магазинах и передают в качестве пожертвований в адрес Фонда. Пожертвованная продукция безвозмездно передается Фондом Благополучателям Программы самостоятельно или через партнерскую сеть НКО.

Направление «Продовольственная карта»

В рамках направления Фонд закрепляет за Благополучателями продовольственные карты, которые дают возможность ежемесячно приобретать товары в магазинах-партнерах. На балансе продовольственной карты содержатся баллы, потраченный объем которых Фонд возмещает магазину-партнеру по истечении отчетного периода. Реализация направления «Продовольственная карта» осуществляется за счет денежных целевых пожертвований от физических и юридических лиц в адрес Фонда.

Сбор частных имущественных не денежных и денежных пожертвований от физических и юридических лиц

Сбор частных пожертвований (в том числе, денежных) от физических и юридических лиц может осуществляться любым не запрещенным законом способом, в частности, путем проведения благотворительных акций, проектов, иных мероприятий (в том числе, в совместных акциях с партнерами Фонда).

Собранные средства могут пойти на любое мероприятие в рамках благотворительной деятельности Фонда, в зависимости от целевого назначения собранных средств.

Помощь в рамках чрезвычайных ситуаций

В рамках данного направления Фонд предоставляет не денежную имущественную помощь лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС). Фонд оказывает помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам. Фонд предоставляет помощь лицам, пострадавшим в результате ЧС, жертвуя указанным лицам имущество, полученное в натуральной форме от Благотворителей Программы, либо приобретенную за счет целевых денежных пожертвований, поступивших в адрес Фонда от Благотворителей Программы.

В рамках указанных в настоящем разделе Программы проектов и направлений деятельности Фонда собранные средства могут быть использованы Фондом на: закупку необходимых товаров и расходных материалов, закупку оборудования, на перевозку пожертвований, на курьерские услуги, на прочие статьи расходов, необходимые для реализации мероприятий в рамках настоящей Программы, в том числе на оплату труда лиц, участвующих в реализации Программы.

10. Механизм реализации Программы

Создание партнерской сети НКО — участников Программы

В целях реализации Программы Фонд вправе создавать партнерскую сеть НКО — участников Программы.

Для включения НКО в перечень участников Программы НКО должно пройти валидацию (юридическую экспертизу на соответствие требованиям Фонда). По результатам валидации НКО может быть включено в перечень участников Программы. Между тем, удовлетворительные результаты валидации не означают автоматического включения НКО в перечень участников Программы.

Удовлетворительные результаты валидации и включение НКО в перечень участников Программы не обязывают Фонд к предоставлению продукции (имущества) такому НКО. При распределении продукции (имущества) Фонд руководствуется внутренними критериями эффективного распределения такой продукции (имущества), а также требованиями благотворителей, предоставивших такую продукцию (имущество).

Фонд вправе исключить НКО из участников Программы, в том числе, в случае нарушения таким НКО требований Программы, требований законодательства, несоблюдения НКО условий заключенных с Фондом сделок, иного недобросовестного поведения НКО, в случае неэффективной работы НКО.

Ограничения определенной деятельности в рамках Программы

В рамках Программы категорически запрещается:

  • использовать полученное от Фонда имущество с целью извлечения прибыли;
  • осуществлять продажу полученного от Фонда имущества;
  • обуславливать передачу полученного от Фонда имущества благополучателям каким-либо встречным предоставлением;
  • поддерживать политические партии, движения, группы и кампании посредством каких-либо мероприятий Программы;
  • проводить одновременно с какими-либо мероприятиями Программы предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Мероприятия, устраиваемые в рамках Программы

В рамках Программы Фонд периодически устраивает мероприятия (конференции, съезды, семинары) в целях повышения профессионализма участников Программы, обмена опытом, разработки новых схем и методов оптимизации осуществления настоящей Программы, улучшения качества реализации настоящей Программы.

11. Конфиденциальность сведений и информации, полученных при реализации Программы

Конфиденциальной информацией для третьих лиц считаются результаты валидации участников Программы.

Не является конфиденциальной информация, способствующая развитию Программы и стимулированию благотворительной деятельности Фонда. К такой информации относятся: сведения об общей сумме пожертвований и количестве благотворителей за определенный интервал времени (квартал, полгода, год); об НКО — благополучателях Программы (их видах деятельности, наименованиях), о частоте пожертвований за определенный период; информация о проводимых акциях и иных мероприятиях по Программе.

Фонд оставляет за собой право использовать информацию, полученную в процессе реализации Программы, с целью накопления и передачи опыта, в исследовательских и статистических целях.

12. Распространение информации о Программе

Информация о Программе и проводимых в рамках нее мероприятиях будет распространяться путем размещения на официальном сайте https://foodbankrus.ru/, а также рассылаться Фондом по информационным рассылкам заинтересованным организациям и по другим информационным каналам.

13. Утверждение и изменение Программы

Программа, а также ее изменения и дополнения утверждаются Управляющим советом Фонда в порядке, предусмотренном Уставом Фонда.