Публичная благотворительная программа

Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц «Фонд продовольствия «Русь» («Foodbank Rus»)

Редакция №5
от 01.05.2023

Содержание Программы

  1. Общие положения
  2. Миссия и цель Программы
  3. Принципы Программы
  4. География, сроки и этапы реализации Программы
  5. Источники финансирования Программы
  6. Смета благотворительной Программы
  7. Планируемые результаты реализации Программы
  8. Участники Программы
  9. Основные направления деятельности Фонда по реализации Программы
  10. Механизм реализации Программы
  11. Конфиденциальность сведений и информации, полученных при реализации Программы
  12. Распространение информации о Программе
  13. Утверждение и изменение Программы

1. Общие положения

1.1. Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц Благотворительного фонда Банк еды «Русь» разработана в соответствии с требованиями и положениями Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», иных законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Благотворительного фонда Банк еды «Русь».

Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц (далее — Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям Благотворительного фонда Банк еды «Русь» (далее — Фонд).

Программа призвана оказать социальную поддержку и благотворительную помощь благополучателям Программы на территории России посредством предоставления продуктов питания, денежных средств и иного имущества, приобретенного Фондом или пожертвованного для этих целей Фонду физическими и юридическими лицами и доведенного до благополучателей — физических лиц самостоятельно либо через партнерскую сеть некоммерческих организаций.

1.2. В рамках Программы существуют следующие Подпрограммы:

Благотворительная подпрограмма социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения социально незащищенных категорий населения (далее — Подпрограмма 1);

Благотворительная подпрограмма содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни и улучшения морально-психологического состояния граждан (далее — Подпрограмма 2);

3) Благотворительная подпрограмма по охране окружающей среды и защите животных (далее — Подпрограмма 3);

4) Благотворительная подпрограмма содействия деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности (далее — Подпрограмма 4);

5) Благотворительная подпрограмма развития и поддержки добровольческой деятельности (далее — Подпрограмма 5);

6) Благотворительная подпрограмма помощи в рамках чрезвычайных ситуаций (далее — Подпрограмма 6).

2. Миссия и цель Программы

Миссия Программы

Создание инструментов и технологий перераспределения товаров для повышения качества жизни людей и заботы об окружающей среде.

Цели Программы

Цель Программы и всех ее Подпрограмм — аккумулирование имущества (продуктов питания, денежных средств и др.), полученного посредством добровольных пожертвований от юридических и физических лиц, а также привлеченного иной не запрещенной законом деятельностью, и использование данного имущества для осуществления благотворительной деятельности, направленной на:

  • социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения социально незащищенных категорий населения, в том числе экономию расходов людей, которая имеет место при получении благотворительного пожертвования в виде продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, а также жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния людей, в том числе путем обеспечения дополнительного питания;
  • охрану окружающей среды и защиту животных;
  • достижение целей в области устойчивого развития (ЦУР), утвержденных Программой ООН, а именно: ЦУР 1 (ликвидация нищеты); ЦУР 2 (ликвидация голода); ЦУР 3 (хорошее здоровье и благополучие населения); ЦУР 10 (уменьшение неравенства); ЦУР 12 (ответственное потребление и производство); ЦУР 13 (борьба с изменением климата); ЦУР 15 (сохранение экосистем суши); ЦУР 17 (партнерство в интересах устойчивого развития);
  • достижение национальных целей развития Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в числе которых — сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни;
  • содействие деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
  • развитие профессиональных компетенций в области фудшеринга и благотворительной помощи нуждающимся;
  • возрождение и популяризацию культуры рационального потребления и производства;
  • содействие добровольческой деятельности.

Оказание благотворительной помощи, в том числе финансовой (денежными средствами), благополучателям Программы может осуществляться путем предоставления пожертвований и грантов, выплаты стипендий, присуждения премий, оказания консультаций и иными не запрещенными действующим законодательством способами.

3. Принципы Программы

Законность

В процессе реализации Программы Фонд неукоснительно соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации.

Открытость

Программа открыта для присоединения участников. Число участников Программы неограниченно.

Прозрачность

Фонд на своем сайте регулярно публикует отчеты об использовании пожертвований, ежегодно размещает консолидированный отчет о реализации Программы и результаты независимого аудита.

Актуальность и эффективность

При оказании благотворительной помощи Фонд перераспределяет полученное для реализации Программы имущество, тем самым решая социальную задачу предоставления помощи социально незащищенным категориям населения, вносит вклад в обеспечение продовольственной и экологической безопасности России путем снижения объемов продовольственных потерь и пищевых отходов.

Ответственность

Фонд несет ответственность за качество оказываемой помощи, за исполнение своих обязательств перед участниками Программы.

Экспертность

За время работы Фонд приобрел большой опыт в оказании поддержки социально незащищенным категориям населения, в деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Являясь экспертом в указанных направлениях, Фонд разрабатывает уникальные и передовые технологии и механизмы работы, участвует в исследованиях и программах, посвященных благотворительности, делится своим опытом с другими организациями и людьми для совершенствования и популяризации благотворительной деятельности.

Соблюдение антикоррупционной политики

Фонд, его учредители, лица, входящие в органы управления, должностные лица не должны прямо или косвенно:

  • платить, предлагать, обещать уплатить или разрешать предоставлять какие-либо ценности (включая подарки, представительские расходы и пожертвования) официальным лицам или сотрудникам органов государственного управления, государственных компаний или политических партий, политическим кандидатам или любым другим лицам, действующим в официальном качестве в интересах или от имени государственной организации или государственных органов с целью прямого или косвенного оказания влияния на принятие решений лицами, занимающими государственные или муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, служащими Банка России, представителями политических партий, контрагентов, общественных организаций и иными лицами;
  • предпринимать какие-либо другие меры, которые нарушают действующие законы, запрещающие получение/дачу взятки, коммерческий подкуп, в том числе откаты или другие незаконные или неправомерные средства ведения деятельности.

Нейтральность и независимость

Фонд не занимается политической деятельностью, не допускает высказываний политического характера, не вступает в какие-либо дискуссии и не дает оценок по политическим, идеологическим, религиозным и расовым вопросам, соблюдая нейтральную позицию и сохраняя доверие сторон.

Беспристрастность

Фонд не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений и распределяет помощь в соответствии со своими ресурсами и потребностями нуждающегося населения.

4. География, сроки и этапы реализации Программы

География Программы

Программа реализуется на территории Российской Федерации.

Сроки реализации Программы

Срок реализации программы определяется в 50 лет. Реализация программы не зависит от планируемых количественных показателей программы; при любых имеющихся количественных показателях Программа считается реализуемой и по истечении срока реализации — реализованной.

Срок программы может быть изменен в порядке, предусмотренном Разделом 13.

Этапы реализации программы

Этапом реализации Программы признается 1 (один) календарный год. По каждому этапу реализации программы составляется Смета (Раздел 6 настоящей Программы), являющаяся неотъемлемой частью данной Программы.

5. Источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет:

  • благотворительных пожертвований, в том числе носящих целевой характер, предоставляемых физическими и юридическими лицами в денежной и (или) натуральной форме;
  • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

6. Смета благотворительной Программы

Финансирование Программы определяется Сметой предполагаемых поступлений и планируемых расходов (далее — Смета).

Смета (бюджет) составляется на каждый этап реализации Программы, то есть на каждый календарный год. Утверждается высшим органом управления Фонда (коллегиальным органом управления).

При необходимости в течение года в утвержденную Смету могут вноситься изменения.

Если средства, утвержденные по Смете на текущий год, не использованы до конца года, то их расходование переносится на следующий год и может осуществляться в течение всего срока реализации Программы.

Смета содержит примерный расчет расходов; при изменении цен на товары, работы, услуги, при наличии непредвиденных обстоятельств Фонд может выйти за пределы Сметы.

7. Планируемые результаты реализации Программы

Программой предусмотрены следующие результаты:

  • улучшение материального положения социально незащищенных категорий населения;
  • сохранение населения России;
  • сохранение и улучшение здоровья и благополучия людей;
  • улучшение морально-психологического состояния граждан;
  • ликвидация нищеты;
  • уменьшение социальной напряженности в обществе;
  • уменьшение неравенства;
  • ответственное потребление и производство;
  • снижение объемов продовольственных потерь и пищевых отходов;
  • создание комфортной и безопасной среды для жизни, улучшение окружающей среды;
  • борьба с изменением климата;
  • сохранение экосистем суши;
  • улучшение положения в сфере защиты животных;
  • партнерство в интересах устойчивого развития;
  • внедрение технологии фудшеринга в производственно-сбытовые цепочки компаний-производителей и розничных сетей как обязательный элемент экономики замкнутого цикла;
  • создание возможностей для самореализации и развития талантов;
  • развитие корпоративной социальной ответственности компаний, в частности программ корпоративного волонтерства (деятельность в качестве добровольцев) сотрудников;
  • развитие добровольческой деятельности в России.

8. Участники Программы

Участниками Программы являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную и иную деятельность, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется эта деятельность.

Участниками Программы являются: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Фонд выступает как благотворителем, так и благополучателем в рамках Программы. Он является главным организатором, координатором и исполнителем Программы, осуществляющим общее руководство и обеспечивает взаимодействие участников Программы и ее реализацию.

Фонд:

  • определяет общие принципы, единые правила, порядок и условия реализации Программы;
  • определяет цели Программы;
  • осуществляет общее руководство реализацией Программы;
  • обеспечивает реализацию Программы посредством получения и передачи пожертвований;
  • координирует деятельность участников Программы;
  • осуществляет контроль за реализацией Программы;
  • ведет исследовательскую, аналитическую и просветительскую работу;
  • осуществляет иные функции в соответствии внутренними документами Фонда.

Фонд вправе:

  • осуществлять регулирование по всем вопросам, связанным с реализацией Программы;
  • направлять своих представителей для участия в любых мероприятиях Программы;
  • запрашивать у всех участников Программы необходимую информацию.

Благотворителями могут быть физические лица (граждане Российской Федерации, иностранных государств и лица без гражданства) и российские юридические лица, разделяющие цели Программы и участвующие в ее реализации в порядке и на условиях, определенных настоящей Программой.

Благотворители могут оказывать поддержку настоящей Программы в следующих формах:

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.

Благополучатели Программы

1. Благополучатели Подпрограммы 1

1.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), включая государственные и муниципальные учреждения и религиозные организации, оказывающие поддержку социально незащищенным категориям населения на территории РФ;

1.2. Физические лица, включая граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, относящиеся к социально незащищенным категориям населения.

Понятие «социально незащищенные категории населения» включает группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья, трудной жизненной ситуации или иных факторов не в состоянии обеспечить себе (и своим семьям) на момент оказания благотворительной помощи достаточный уровень имущественной обеспеченности. Понятие «социально незащищенные категории населения» включает в том числе, но не ограничиваясь: малообеспеченных лиц; лиц, имеющих потребность в продовольственной и непродовольственной поддержке.

Малообеспеченные лица — лица, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту проживания данного лица.

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, иные обстоятельства и последствия, которые он не может преодолеть самостоятельно).

Основными социально незащищенными категориями населения, которым оказывается поддержка в рамках Подпрограммы I, являются:

  • семьи с детьми;
  • пожилые люди и инвалиды, проживающие в интернатах и домах престарелых;
  • нуждающиеся в помощи пожилые люди;
  • инвалиды, дети с инвалидностью и их семьи, родители, воспитывающие ребенка-инвалида в одиночку;
  • беженцы;
  • иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и материальной поддержке.

2. Благополучатели Подпрограммы 2

2.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), включая государственные и муниципальные учреждения и религиозные организации, оказывающие в соответствии с Уставом благотворительную помощь больным людям, в том числе находящимся на лечении в медицинских организациях, или имеющие возможность оперативно передать пожертвование в медицинские организации;

2.2. Медицинские организации и медицинские работники, медико-социальные учреждения (хосписы);

2.3. Физические лица, находящиеся на лечении в медицинских организациях или нуждающиеся в лечении в соответствии с официальными медицинскими справками и (или) заключениями.

Медицинская организация — это юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность и имеющее на это соответствующую лицензию (больница, поликлиника, санаторий, медицинские институты и университеты и др.).

3. Благополучатели Подпрограммы 3

3.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), занимающиеся в соответствии с Уставом охраной окружающей среды или защитой животных.

3.2. Животные, нуждающиеся в помощи и защите.

4. Благополучатели Подпрограммы 4

4.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), занимающиеся в соответствии с Уставом деятельностью в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

5. Благополучатели Подпрограммы 5

5.1. Добровольцы (волонтеры);

5.2. Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации.

6. Благополучатели Подпрограммы 6

6.1. Российские некоммерческие организации (далее — НКО), включая государственные и муниципальные учреждения и религиозные организации, оказывающие поддержку лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных, общественных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

6.2. Физические лица, включая граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пострадали в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных, общественных конфликтов, жертвы репрессий, беженцы и вынужденные переселенцы.

Благополучателями в рамках Программы не могут быть:

  • политические партии, движения, группы и кампании;
  • коммерческие организации;
  • международные и иностранные правительственные организации.

9. Основные направления деятельности Фонда по реализации Программы

1. Направление «Фудшеринг»

Фудшеринг представляет собой технологию перераспределения нереализованных бизнесом, но пригодных к употреблению продуктов питания и товаров первой необходимости.

В рамках направления Фонд создает механизм работы с бизнес-партнерами, в том числе участвует в настройке бизнес-процессов партнеров, что позволяет Фонду встроиться в производственно-сбытовую цепочку и повысить эффективность использования произведенной продукции. Принимает стоки от компаний-производителей, розничных торговых сетей, точек общественного питания, иных юридических и физических лиц (далее — Доноры). Стоки (от англ. stock — «запас», «хранить на складе»), или фудшеринговая продукция, — это продовольственная и непродовольственная продукция, не потерявшая потребительских свойств, переданная Фонду в качестве пожертвования Донорами и соответствующая требованиям действующего законодательства.

Полученное от Доноров имущество Фонд безвозмездно передает в качестве пожертвований благополучателям Программы.

2. Направление «Продовольственные и непродовольственные марафоны»

Направление представляет собой сбор имущественных неденежных пожертвований от физических и юридических лиц. Может реализовываться путем сборов в ящики для пожертвований.

В частности, в рамках данного направления Фонд при партнерстве коммерческих компаний (как правило, ритейл) осуществляет сбор имущественных неденежных пожертвований (продовольственной и непродовольственной продукции) от физических лиц, когда те приобретают продукцию в магазинах и передают в качестве пожертвований в адрес Фонда. Пожертвованная продукция безвозмездно передается Фондом благополучателям Программы самостоятельно или через партнерскую сеть НКО. 

3. Направление «Продовольственная карта» (или «ПРОДкарта»)

В рамках направления Фонд закрепляет за благополучателями «продовольственные карты», которые дают возможность ежемесячно приобретать товары в магазинах-партнерах. На балансе «продовольственной карты» содержатся баллы/бонусы, потраченный объем которых Фонд возмещает магазину-партнеру по истечении отчетного периода. Реализация направления «Продовольственная карта» осуществляется за счет денежных целевых пожертвований от физических и юридических лиц в адрес Фонда.

4. Сбор частных имущественных неденежных и денежных пожертвований от физических и юридических лиц

Сбор частных пожертвований (в том числе денежных) от физических и юридических лиц может осуществляться любым не запрещенным законом способом, в частности путем проведения благотворительных акций, проектов, иных мероприятий, в том числе в совместных акциях с партнерами Фонда.

Собранные средства могут пойти на любое мероприятие в рамках благотворительной деятельности Фонда, в зависимости от целевого назначения собранных средств. Денежные средства могут быть использованы Фондом в том числе на закупку необходимых товаров и расходных материалов, закупку оборудования, перевозку пожертвований, курьерские услуги, прочие статьи расходов, необходимые для реализации мероприятий в рамках настоящей Программы, в частности на оплату труда лиц, участвующих в реализации Программы.

В рамках этого направления Фонд реализует проект «Народный обед»: на собранные денежные пожертвования Фонд закупает продукты питания и иную продукцию, доставляет их на склады, где волонтеры фасуют общий объем товаров по наборам. В наборы также может быть добавлена продукция, полученная Фондом в качестве пожертвования. Сформированные добровольцами наборы («Народные обеды») передаются в качестве пожертвований благополучателям Программы через партнерскую сеть НКО или самостоятельно.

В ходе развития направления возможны изменения, в частности изменение состава набора, иные изменения, не затрагивающие сути проекта.

10. Механизм реализации Программы

Создание и развитие национальной сети «банков еды» и фудшеринговых организаций в России

В целях максимально эффективной помощи нуждающимся Фонд развивает собственную сеть обособленных подразделений в регионах России, а также активно участвует в создании самостоятельных некоммерческих организаций, «банков еды», занимающихся товарной благотворительностью и перераспределением товарных ресурсов.

Инструментами для создания и развития сети «банков еды» являются в том числе:

  • Социальная франшиза «банка еды»,
  • Цифровое платформенное решение для автоматизации выполнения задач, связанных с полным циклом взаимодействия внутри экосистемы «банков еды».

Просветительская, исследовательская и аналитическая деятельность

Фонд активно занимается просветительской деятельностью для привлечения внимания к проблемам качества жизни людей, помощи нуждающимся, рационального потребления, охраны окружающей среды, а также в целях распространения идей благотворительности и волонтерства (добровольчества). В рамках Программы Фонд может периодически проводить мероприятия (конференции, съезды, семинары) в целях повышения профессионализма участников Программы, обмена опытом, разработки новых схем и методов оптимизации осуществления настоящей Программы, улучшения качества ее реализации. Фонд развивает свои просветительские информационные ресурсы, ведет исследовательскую и аналитическую работу.

Создание партнерской сети НКО

В целях реализации Программы Фонд вправе создавать и развивать партнерскую сеть НКО — участников Программы.

Для включения в перечень участников Программы НКО должна пройти валидацию — юридическую экспертизу на соответствие требованиям Фонда. По результатам валидации НКО может быть включена в перечень участников Программы (между тем удовлетворительные результаты валидации не означают автоматическое включение).

Удовлетворительные результаты валидации и включение НКО в перечень участников Программы не обязывают Фонд к предоставлению продукции (имущества) такой НКО. При распределении продукции (имущества) Фонд руководствуется внутренними критериями эффективного распределения такой продукции (имущества), а также требованиями благотворителей, предоставивших такую продукцию (имущество).

Фонд вправе исключить НКО из участников Программы, в том числе в случае нарушения такой НКО требований Программы, требований законодательства, несоблюдения НКО условий заключенных с Фондом сделок, иного недобросовестного поведения НКО, а также по причине неэффективной работы НКО.

Ограничения определенной деятельности в рамках Программы

В рамках Программы категорически запрещается:

  • использовать полученное от Фонда имущество с целью извлечения прибыли;
  • осуществлять продажу полученного от Фонда имущества;
  • поддерживать политические партии, движения, группы и кампании посредством каких-либо мероприятий Программы;
  • проводить одновременно с какими-либо мероприятиями Программы предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

11. Конфиденциальность сведений и информации, полученных при реализации Программы

Конфиденциальной информацией для третьих лиц считаются результаты валидации участников Программы.

Не является конфиденциальной информация, способствующая развитию Программы и стимулированию благотворительной деятельности Фонда. К такой информации относятся сведения: об общей сумме пожертвований и количестве благотворителей за определенный интервал времени (квартал, полгода, год); об НКО — благополучателях Программы (их видах деятельности, наименованиях); о частоте пожертвований за определенный период; информация о проводимых акциях и иных мероприятиях по Программе.

Фонд оставляет за собой право использовать информацию, полученную в процессе реализации Программы, с целью накопления и передачи опыта, в исследовательских и статистических целях.

12. Распространение информации о Программе

Информация о Программе и проводимых в рамках нее мероприятиях будет распространяться путем размещения на официальном сайте https://foodbankrus.ru/, а также рассылаться Фондом заинтересованным организациям (информационные рассылки).

13. Утверждение и изменение Программы

Программа, а также ее изменения и дополнения утверждаются Управляющим советом Фонда в порядке, предусмотренном Уставом Фонда.