Как россияне поступают с продуктами, которые им больше не нужны

Как россияне поступают с продуктами, которые им больше не нужны

В центре «Благосфера» прошла дискуссия на тему «Выбросить или спасти?». Обсуждались вопросы отношения россиян к ненужным продуктам, практики по «спасению еды», роль и значение фудшеринга и многое другое.

В основе дискуссии — доклад профессора НИУ ВШЭ Марины Шабановой «Выбрасывание продуктов и практики по „спасению еды“ в России (микроуровень анализа)». Исследование базировалось на репрезентативном опросе 2000 россиян.

Президент Фонда продовольствия «Русь» Юлиа Назарова выступила экспертом дискуссии.

Человек не задумывается о том, что на производство каждого продукта уходит огромное количество ресурсов. Вопрос их сбережения стоит остро перед мировым сообществом. Поэтому тема продовольственных потерь и пищевых отходов гораздо шире. Все участники цепочки производства и реализации продуктов питания должны предпринимать свои усилия по снижению количества потерь. Одним из эффективных решений является передача пригодных к употреблению, но не реализованных по разным причинам товаров в банки еды, к таковым относится и Фонд продовольствия «Русь». По итогам 2019 года банки еды во всем мире спасли около 3,5 млн тонн продуктов.

Юлиа Назарова

Президент Благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь»

Марина Шабанова отметила, что проблема пищевых отходов затрагивает все три аспекта устойчивого развития: экономический, экологический и социальный.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в России за 2017 год около 35% составляют пищевые отходы. ТИАР-Центр и РАЭК в 2019 году выяснили, что стоимость выброшенных продуктов — более 1,6 трлн рублей. Этой едой можно было бы накормить 30 млн человек, которые в этом нуждаются, и избавить мир от 2,4 млн тонн метана и других газов, которые образуются на свалках.

По результатам исследования ВШЭ, 52% россиян не выбрасывают продукты, 34% выбрасывают только плохие, а 14% могут выбросить и хорошие. Марина Шабанова также рассказала об основных способах «спасения» еды, к которым прибегают россияне. Самая частая из них — кормление домашних и бездомных животных. Эту практику используют 49% опрошенных.

30% пытаются спасти еду, продлив сроки ее годности: замораживают, дополнительно обрабатывают, используют остатки для готовки.

33% стараются передать продукты другим людям: ищут нуждающихся через социальные сети, предлагают соседям, родственникам, друзьям, передают другим через храмы и общественные организации или отдают из рук в руки.

Мы видим, что 28% россиян не обращаются ни к одному каналу спасения еды. Но основная часть (72%) все-таки включается хотя бы в один вид этих практик, все три мало кто использует. Большинство использует один какой-то канал, то есть в отношении утилизации отходов у россиян уже сложились предпочтения.

Марина Шабанова

Профессор НИУ ВШЭ

В исследовании постарались выяснить, как помочь россиянам не выбрасывать продукты, которые еще можно использовать.

40% респондентов ответили, что людей необходимо информировать о важности бережного отношения к продуктам и о вреде, который наносят пищевые отходы. 15% считают, что нужно создавать приложения, в которых каждый желающий мог поделиться едой и найти того, кому она нужнее. 25% россиян хотели бы видеть полки для обмена продуктами в многоквартирных домах, 22% — пункт приема в микрорайонах.

Текст подготовлен на основе материала Агентства социальной информации.