«Главная задача — дать возможность людям продержаться, не голодать»
В ноябре в Ростовской и Владимирской областях, а также в Санкт-Петербурге начали действовать продуктовые карточки, которыми могут воспользоваться малоимущие семьи с детьми и люди, оказавшиеся в сложной ситуации
— На сайте Фонда сказано, что пилотными регионами программы стали Ростовская и Владимирская области, а также Санкт-Петербург. Чем объясняется такой выбор?
— В тестовом режиме мы решили опробовать программу в разных федеральных округах. Остановились на Центральном, Южном и Северо-Западном. В каждом из них есть действующие отделения нашего Фонда, которые отвечают за формирование базы нуждающихся семей вместе с органами социальной защиты населения, а также с уполномоченными по правам ребенка в отдельных субъектах. В этих регионах нам проще проверить работоспособность всех систем. Позже, вероятно, география программы будет расширена.
— Что представляют собой продуктовые карточки? Это не талоны, как в дефицитные времена СССР, и, насколько я понимаю, даже не физические носители информации.
— Да, они виртуальные. Это приложение в телефоне. Мы работаем с магазинами «Магнит», и фактически программа продуктовых карточек была интегрирована в приложение этой продуктовой сети. В будущем, мы полагаем, будут выпущены специальные карты, потому что с такими проще взаимодействовать, например, пожилым людям. Но пока в пользу приложения в телефоне говорит ряд обстоятельств, главное из которых — коронавирус и связанные с ним ограничения. Людям для подключения к программе не нужно было лично приходить в учреждения, подписывать документы и так далее. Все это делалось в онлайн-формате.
К настоящему моменту мы подключили к программе 1 тысячу семей, и это наш лимит до конца текущего года.
— Какие продукты можно купить по продуктовой карте?
— Товары первой необходимости — крупы, макаронные изделия, муку, растительное масло, консервы, чай, молочные продукты, сахар, соль, овощи и фрукты. Приобретение алкоголя и табачных изделий запрещено.
Конечно, категория товаров могла быть шире. Но мы не включили в этот перечень, например, свежую рыбу и мясо
— Кто может рассчитывать на помощь с продуктами?
— Только малообеспеченные семьи, у которых доход в районе прожиточного минимума. Сюда относятся многодетные и неполные семьи, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Нередко эти категории пересекаются.
— В условиях программы оговаривается, что на продуктовые карточки также могут рассчитывать «семьи с детьми, оказавшиеся в сложной материальной ситуации в связи с вирусом COVID-19». Расскажите подробнее об этой категории людей и как в такой ситуации принимается решение о том, помогать семье или нет?
— Есть семьи, у которых до
Что касается проверки достоверности сведений, то здесь все индивидуально. Да, бывают случаи злоупотребления. Но в большинстве своем, когда люди просят еды, то они просто хотят есть, а не сэкономить.
— В любом случае есть какой-то определенный набор документов, которые нуждающиеся должны предоставить?
— Конечно. По каждой категории есть свои документы, в том числе справки о доходах, справки, подтверждающие право на получение субсидий, свидетельства о многодетности или об отсутствии кормильца, удостоверения об инвалидности и так далее. В плане проверки документации и анкет мы работаем с органами соцзащиты населения. Участвующие в программе семьи становятся на учет в Фонде.
«Тысяча рублей — капля в море, но это все равно подспорье»
— К слову, в США есть федеральная программа SNAP, которая предполагает получение ежемесячных дотаций малоимущими жителями страны, которые могут быть потрачены на продукты питания. И там достаточно жесткие требования к получателям. В частности, они должны быть обязательно трудоустроены, не имеют права в случае увольнения отказываться от предлагаемой государством работы или курсов по трудоустройству. Отдельно оговаривается, что на дотации могут рассчитывать граждане, чьи доходы не покрывают расходы на аренду, ипотеку или коммунальные платежи. У вас, получается, более мягкие условия.
— Наш Фонд существует на частные пожертвования, мы пока не встроены в государственные программы. Соответственно, у нас не столько формализированный подход, как в госучреждениях. Мы рассматриваем семьи более широко, учитываем многие нюансы и не отказываем, например, если их доход чуть превышает прожиточный минимум. Есть же те, кто выходит за рамки нуждающихся, но им все равно очень нужна помощь. Однако не исключаем, что в будущем критерии отбора будут ужесточены.
При этом одна из стоящих перед нами задач — обеспечить прозрачность процесса, чтобы партнеры, которые поддерживают проект, были уверены в том, что помощь доходит до тех, кому она нужна, в полном объеме и понимали, как именно тратятся средства. Каждый жертвователь получит отчет о расходовании направленных средств.
— Обсуждался вопрос включения в программу учителей, медиков, у которых очень низкие в России доходы?
— В условиях пандемии мы помогаем продуктами и бытовой химией врачам, хотя это не наша целевая аудитория. Да, мы понимаем, что у медиков и учителей невысокие зарплаты, но в первую очередь обращаем внимание не на профессию человека, а на ситуацию, в которой он оказался. Мы сфокусированы в основном на семьях с детьми, которым можно оказать адресную продуктовую помощь. Отдельного обсуждения по врачам и учителям не было, но они, бывает, оказываются в семьях, которым мы помогаем
— Как вы определяли сумму, которая ежемесячно полагается нуждающимся?
— Был взят за основу наш опыт закупки продуктовых наборов для малоимущих за последние несколько лет. Мы исходили из тех сумм, которые нужны для покупки самых жизненно важных товаров. Это минимальный набор продуктов, который позволяет продержаться определенное время. Конечно, многое зависит от состава семьи. Если в ней десять детей, то тысяча рублей — это капля в море. Но это все равно
— Хорошо, как вообще выглядит процесс приобретения продуктов и контроля за расходами?
— Семья получает индивидуальную продуктовую карту. Ежемесячно она пополняется на 1 тыс. бонусов из расчета один бонус — один рубль. То есть в магазине можно купить продуктов на 1 тыс. рублей. Каждая карта регистрируется в приложении, просто снять с нее деньги нельзя.
Человек приходит в магазин, выбирает продукты и на кассе просто говорит, что приобретает их на бонусы по карте. Срок действия карты составляет шесть месяцев.
В конце месяца фонд получает информацию о том, какие товары были приобретены по тем или иным картам. Если выяснится, что человек приобрел товары из запрещенного списка (алкоголь или сигареты), то это влечет за собой автоматическое отключение благополучателя от участия в программе.
— Куда можно обращаться для получения продуктовой карты?
— Как я уже говорила, в этом году мы исчерпали свой лимит по картам. Но после того, как в новостях прошла информация об этой программе, у нас стала разрываться горячая линия от звонков желающих стать ее участниками. Мы не анонсировали программу, включали в нее семьи, с которыми контактировали ранее. В будущем обратиться можно будет в региональные отделения Фонда.
Как в России обсуждают возвращение продуктовых карт
Весной 2020 года производители и поставщики продовольственных товаров призвали российские власти вернуться к системе продуктовых карточек, которые могли бы выдаваться наименее обеспеченным гражданам. Авторы инициативы предложили ежемесячно выдавать малоимущим карточки на 10 тыс. рублей. Свое предложение они обосновывали необходимостью борьбы с падением доходов населения на фоне коронавируса и вызванного им кризиса. В отличие от советских продуктовых талонов предлагаемые карточки должны давать не право на покупку определенного товара, а выступать в качестве денежного эквивалента. По предварительным оценкам, на финансирование такой программы до конца 2020 года потребовалось бы 800 млрд рублей, продовольственную помощь смогли бы получить около 10 млн человек по всей стране. Но инициатива так и осталась на уровне разговоров.
Подобная федеральная программа поддержки наименее защищенных групп населения (SNAP) уже почти 100 лет действует в Соединенных Штатах Америки. Она предполагает получение ежемесячных дотаций малоимущими жителями страны (важно — не только гражданами США), которые могут быть потрачены на продукты питания. Отвечает за программу Министерство сельского хозяйства США. Znak.com ранее подробно рассказывал про эту программу.
Реальные доходы россиян падают седьмой год подряд — с момента присоединения Крыма и введения западных санкций. Согласно последним данным Росстата, за чертой бедности в стране проживают 18,6 млн граждан (12,7% населения России). Численность населения России на фоне пандемии по итогам 2020 года, по предварительным оценкам властей РФ, сократится на 158 тыс. человек — это максимум за 14 лет. Уровень бедности в стране (доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума) в 2020 году увеличится до 13,3%.