Распределение продуктов питания с подходящим сроком годности через фудшеринг-сервисы потенциально может обеспечить бесплатной едой порядка 3,6 млн россиян. Однако из-за особенностей законодательства сегодня бизнесу дешевле выкинуть нереализованный товар, чем отдать его на благотворительность. Forbes Life рассказывает, как работает фудшеринг в России и почему это может быть очень выгодно.
Первая модель банка еды появилась еще в 1967 году в США. Ее основателя Джона ван Хенгеля, который на тот момент принял обет бедности и помогал в бесплатной столовой при церкви в Фениксе, натолкнула на эту мысль многодетная женщина.
В мусорных баках супермаркетов она набирала хорошие, но уже выброшенные продукты, чтобы прокормить 10 детей. Так Ван Хенгель осознал, что можно организованно собирать у бизнеса нереализованный товар и создал St. Mary’s Food Bank (продовольственный банк святой Марии). Позже Хенгель открыл сеть организаций по оказанию помощи голодающим Feeding America, и затем — Всемирную ассоциацию Global FoodBanking Network, в которую сегодня входят банки еды из 50 стран мира.
Однако термин «фудшеринг» (от английского food и sharing — буквально «деление едой») возник гораздо позже. Первым подобным проектом считается немецкая онлайн-платформа с одноименным названием Foodsharing.de, которая заработала в декабре 2012 года. Сейчас на ней зарегистрировано более 200 000 пользователей из Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских стран.
Само понятие «фудшеринг» подразумевает технологию перераспределения для нуждающихся тех еды и товаров, которые еще годны к употреблению, но уже не могут быть реализованы бизнесом. Компании-производители, общепит, торговые сети, представители сельского хозяйства бесплатно отдают продукты в специализированные организации — банки еды, а они либо раздают их напрямую, либо передают в партнерские НКО, помогающие социально незащищенным слоям населения.
В 2016 году во Франции был принят закон, запрещающий супермаркетам избавляться от нераспроданных продуктов питания, которые годны к употреблению. В связи с этим розничные магазины в обязательном порядке заключают договоры с благотворительными фондами по передаче им оставшейся продукции.
Спасая хорошую еду от попадания на свалку, фудшеринг решает сразу несколько проблем. Во-первых, снижает объем пищевых отходов и тем самым сберегает ресурсы, которые человек потратил на производство пищи. Ведь огромное количество продуктов оказывается на мусорном полигоне. По данным ООН, этот объем в мире — более 1 млрд тонн годных к употреблению продуктов питания ежегодно, что составляет 17% от всего произведенного на планете продовольствия. Объем пищевых отходов в России составляет более 17 млн тонн в год (на сумму 1,6 трлн рублей).
Во-вторых, фудшеринг сокращает вред, наносимый природе: если производится меньше продуктов, то образуется и меньше парниковых газов, разрушающих озоновый слой. В-третьих, формат грамотного распределения качественных продуктов дает возможность малоимущим людям бесплатно получать еду. По данным Росстата, ниже границы бедности живут около 15,3 млн россиян, или 10,5% населения. Зачастую они испытывают трудности с покупкой даже необходимых продуктов питания: еще летом 2021 года 60,4% граждан России признавались, что отдают за продукты примерно половину ежемесячного дохода, а у 16% на питание уходит почти весь заработок. По данным Росстата, продовольственная инфляция в России в январе 2023 года составила 10% в годовом выражении, а в месячном выражении потребительские цены выросли на 0,84%. Средний чек на покупку продуктов в России в магазинах несетевой розницы с января 2022 года по январь 2023 года вырос в среднем на 20%.
Первый российский банк еды
Фудшерингом занимаются различные общественные организации, волонтерские движения, банки продовольствия и онлайн-платформы. Крупнейшая и одновременно первая фудшеринговая организация в России — банк еды «Русь», который был зарегистрирован в 2012 году. Сначала он занимался промышленным фудшерингом: производители прямо со складов отгружали большие партии продуктов. А с 2015 года фонд развивает розничный формат: разные точки общественного питания передают в банк еды нераспроданные продукты с близкими к истечению сроками годности.
«Впервые услышав о фудшеринге и банках еды, я поняла, что можно прекратить напрасное уничтожение продуктов питания. Мы популяризируем рациональное потребление, чтобы снизить количество пищевых отходов на всех уровнях. Мы поддерживаем людей в трудной ситуации и сохраняем чистоту природы, помогаем бизнесу максимально эффективно использовать ресурсы и двигаться к экономике замкнутого цикла. Кроме того, наш фонд развивает культуру товарной благотворительности и волонтерства», — говорит президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова.
В 2022 году к розничному фудшерингу присоединился ретейл. За первые пять месяцев работы в системе фудшеринга 27 магазинов сети X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», «Карусель») безвозмездно передали хлебобулочные изделия 5839 людям в разных регионах России, а от сети «Магнит» продуктовую помощь получили более 11 000 человек (2,5 тысячи семей).
Представители банка еды «Русь» подчеркивают, что осуществляют фудшеринг легально и никогда не забирают просроченные продукты, как многие ошибочно полагают. «Истекающие сроки годности — лишь одна из причин списания еды. На востребованность того или иного продукта могут влиять перепроизводство и маркетинг: скажем, покупателям пришлась не по душе новинка или не успели реализовать сезонный товар. Актуальный пример — пасхальные куличи. Традиционно после Пасхи нам поступает много куличей, которые не успели распродать в праздник. Мы все забираем и передаем нуждающимся», — поясняет Юлиа Назарова.
Осенью 2022 года «Русь» первым запустил агрофудшеринг. Эта технология дает малоимущим доступ к фермерским продуктам, а агрохозяйствам позволяет снизить продовольственные потери. Допустим, хозяйства часто не могут продать «некрасивые» и «неправильного размера» овощи и фрукты, поэтому вынуждены зарывать их в землю или отправлять на мусор. «Мы получили, например, партию свеклы большего размера, которую ретейл к себе на полки не возьмет. К настоящему моменту аграрии уже передали в банк еды более 560 тонн овощей и фруктов в девяти регионах страны», — объясняет Назарова.
Сегодня деятельность фонда охватывает 60 регионов России и имеет сеть из 400 партнерских организаций. За более чем 10 лет работы банк принял и передал нуждающимся 50 млн кг продуктов и товаров на сумму 8,5 млрд рублей, не допустив попадания 230 000 тонн углекислого газа в атмосферу. По данным РАЭК, «Русь» обеспечивает около 90% фудшеринга в российском благотворительном секторе.
Как работает перераспределение продуктов
Стандартную схему фудшерингу можно представить в виде цепочки. Сперва сотрудники партнерских бизнес-организаций (кафе, магазины) отсортировывают какой-то объем нераспроданной продукции с достаточным сроком годности — в основном это хлебобулочные изделия, фрукты, овощи, бакалея, крупы, напитки, корма для животных, иногда даже готовые блюда. Некоторым НКО передают бытовую химию и средства личной гигиены.
В случае с ретейлом продукты собирают как из торговых залов, так и со складов для онлайн-заказов. Например, торговая сеть «Магнит» отдает на фудшеринг вообще почти все категории продуктов из ассортимента дарксторов (складов), кроме продукции животного происхождения. «Самые популярные позиции у наших благополучателей в рамках фудшеринга — томаты и огурцы, зелень, картофель, шоколад. Еще мы передаем нуждающимся клубнику, кокосы и другие ягоды и фрукты, включая экзотические», — говорит руководитель управления по устойчивому развитию компании «Магнит» Надежда Галактионова.
Сегодня волонтерское сообщество банка еды «Русь» насчитывает около 10 000 человек: для одной только работы с «Магнитом» задействовано 260 добровольцев. В розничном фудшеринге часто участвуют автоволонтеры, но если речь идет о крупных отгрузках промышленных доноров, то фонд прибегает к услугам логистических компаний. «В этой области нам всегда нужна финансовая поддержка. Мы посчитали, что доставка каждого продуктового набора (5 кг) обходится фонду в 25 рублей. Вроде бы немного, но суммы складываются колоссальные. Ведь каждый год мы перераспределяем более 8000 тонн продуктов и товаров первой необходимости», — говорит президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова.
В проекте задействованы и волонтеры благотворительных фондов-реципиентов: они получают в магазинах продукты для подопечных. Например, по словам исполнительного директора Центра помощи семьям с детьми «Планета добра» Оксаны Хапко, более 50 добровольцев ее организации ежедневно приходят в даркстор «Магнит» и четыре точки сети кофеен CofeFest. «Там они принимают нераспроданные товары, тщательно проверяют качество и документы. Далее сортируют по наборам и распределяют среди наших благополучателей. К назначенному времени приходят все, даже если раздача поздно вечером. Всем семьям очень нужна поддержка, и время ее получения не важно. Главное — чтобы каждый продукт был использован по назначению», — говорит Хапко.
Категории нуждающихся определяет сам фонд-реципиент — как правило, на основании рекомендаций местных органов социальной защиты населения. Общественная организация «Российский Красный Крест» (одна из первых НКО — партнеров банка еды «Русь») раздает еду в штабах помощи людям на месте катастроф, а в пандемию поддерживала многодетные семьи и одиноких пенсионеров на самоизоляции. «Много внимания уделяли регионам, где заболеваемость была особенно высокой, например в Дагестане. Также мы оказывали продуктовую помощь больницам: передали более 17 тонн продукции медицинскому персоналу и пациентам. А с 2022 года мы фокусируемся на помощи беженцам из Украины», — поясняет руководитель отдела фандрайзинга «Российского Красного Креста» Валентина Перехватова.
В отдельных случаях волонтеры НКО помогают развозить продукты адресно — в дома кризисных семей, пожилых людей, приюты для животных. По выданным продуктам ведется систематическая отчетность. К примеру, целевая аудитория приюта «Беригиня» — животные, которые попали в беду, оказались на улице, подверглись жестокому обращению или пострадали в ДТП. «У нас на попечении более 300 животных, а еще есть передержки и кураторы, которые заботятся о них. Кошек опекают в основном пожилые люди. Мы стараемся формировать им посылки из кормов и развозить по домам. Только за 2022 год в рамках взаимодействия по программе фудшеринга наш приют получил около 20 тонн корма известных брендов. Это огромнейшая, бесценная помощь!» — делится директор «Беригини» Ольга Келли.
«Российский Красный Крест», по словам Валентины Перехватывой, получает от банка еды около 500 тонн продуктов и товаров первой необходимости в год. Это более 40 тонн в месяц. А в «Планету добра» ежемесячно благодаря фудшерингу привозят 1,5 тонны продуктов — этого хватает, чтобы оказать продовольственную помощь 200 малоимущим семьям, говорит Оксана Хапко.
Правила, которые мешают
Сегодня в России распределять продукты на благотворительность обходится бизнесу дороже, чем сразу их утилизировать. «Жертвуя продукты, на которых мы не зарабатываем, мы вынуждены платить тот же налог, что и при продаже этих товаров: НДС в размере 10-20%. То есть простая утилизация обходится в 2-3 раза дешевле, чем фудшеринг», — объясняет специалист по корпоративной социальной ответственности и внутренним коммуникациям «Любятово» Татьяна Бушкова. «Вторая проблема — необходимость электронной ветеринарно-сопроводительной документации в работе с ФГИС „Меркурий“ (системой прослеживаемости мясной и молочной продукции). Организовать передачу такой продукции на благотворительность оказывается практически невозможным из-за крайне высоких трудозатрат», — добавляет руководитель управления по устойчивому развитию сети «Магнит» Надежда Галактионова.
Именно поэтому участники фудшеринговой программы призывают к снижению налоговой нагрузки на жертвование продуктов, чтобы мотивировать больше компаний системно заниматься фудшерингом и тем самым увеличить положительный эффект. Пока же Госдума только рассматривает законопроект о фудшеринге, в разработке которого принял участие банк еды «Русь».
По результатам исследования ТИАР-Центра и РАЭК (самое обширное по теме фудшеринга на данный момент), комплексный подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России помог бы сократить объем пищевых отходов, направляемых на полигонное захоронение, на 60% (это 10,7 млн тонн). Распределение продуктов питания с подходящим сроком годности через фудшеринг-сервисы потенциально может обеспечить бесплатным продовольствием порядка 3,6 млн россиян (в объеме до половины ежедневного рациона).
Юлиа Назарова согласна, что потенциал фудшеринга огромен. По оценкам фонда, если удастся использовать по назначению хотя бы 1,2 млн тонн продуктов, которые в ином случае превратились бы в пищевые отходы, можно было бы помочь продовольствием всем малоимущим в России и предотвратить выброс 5,5 млн тонн углекислого газа.