Почему растет популярность фудшеринга
Ежегодно в России, по разным оценкам, выбрасывается от 20% до 40% производимой еды. Это наносит колоссальный ущерб экологии и экономике, не говоря уже о том, что таким количеством продуктов можно накормить десятки миллионов людей. Ситуацию пытаются исправить некоммерческие организации и волонтеры, а в последнее время к проблеме фудшеринга (от английского food — «еда» и share — «делиться») подключились и крупнейшие торговые сети — Х5 Group, «Магнит» и «Вкусвилл». В том, как устроена эта деятельность, разбирался «Ъ-Review».
История вопроса
Родоначальником фудшеринга принято считать американского предпринимателя и благотворителя Джона ван Хенгеля, который в 1967 году запустил первый в мире банк еды St. Mary’s Food Bank. Узнав о том, какое количество еды в США ежегодно попадает в мусорные баки, ван Хенгель предложил предпринимателям отдавать невостребованные качественные продукты на специальный склад, чтобы затем раздавать их нуждающимся. Уже в 1980-х годах подобные банки еды стали появляться по всему миру.
Тем не менее сам термин «фудшеринг» и соответствующее общественное движение появились только в 2012 году, когда в Германии журналистом и режиссером Валентином Турном и активистом Рафаэлем Фельмером была создана специальная платформа foodsharing.de, на которой излишками еды начали делиться друг с другом обычные люди.
В том же году в России начал работу и банк еды «Русь» — первая продуктосберегающая организация и самый крупный банк продовольствия в стране. Изначально он работал по технологии промышленного фудшеринга — перераспределения продуктов, которые остаются у производителей: агропредприятий, пищевых комбинатов, складов дистрибуторов. В 2015 году добавился розничный формат продуктосбережения, когда обмен или раздача еды происходит на уровне магазинов, ресторанов, кафе и населения. Примечательно, что порядка 71%, то есть основная часть, пищевых отходов — это еда, которую выбрасывают обычные люди.
Новая жизнь еды
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 11.11.2025
Автор публикации: Андрей Игнатов
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ