Продуктовое волонтерство в России намерены вывести на новый совершенно иной уровень. В Госудуму внесен законопроект о развитии фудшеринга. Это возможность для производителей и ретейлеров отдать продукты с заканчивающимся сроком годности тем, кто не может их купить.
«Банк еды» — это по сути благотворительный фонд, первый в России, который начал заниматься фудшерингом. В переводе с английского это означает «делиться едой». Сейчас в стране несколько таких организаций.
Фудшеринг — это технология, которая появилась больше 60 лет назад. Фудшеринг — это про то, чтобы передавать продукты на истекающих сроках годности тем людям, которые действительно в этих продуктах нуждаются.
Ирина Антоненкова
Руководитель московского отделения «Банка еды» «Русь»
Продукты для нуждающихся отдают крупные торговые сети. Все забирают волонтеры и в тот же день разносят по своим подопечным. Если такие продукты оставить в магазине, то через некоторое время владельцу придется либо продавать их с уценкой, либо утилизировать. Каждый год в России на мусорные полигоны попадает примерно 6 миллионов тонн пищевых отходов из магазинов и ресторанов — то, что не успели продать или съесть. Поэтому фудшеринг показался российским компаниям привлекательным с точки зрения и экологии, и благотворительности.
Все больше магазинов и ресторанов в регионах подключаются к фудшерингу. У волонтерских организаций есть списки нуждающихся — многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры. Все заявки волонтеры проверяют лично, и только потом человек попадает в программу.
Но есть проблема. Дело в том, что, отдавая продукты волонтерам, магазин платит за них такой же налог, как за проданный товар. Вот только прибыли с них нет. Получается, что выбрасывать выгоднее.
Ретейлеры уже не раз просили отменить НДС на фудшеринг. Этой весной правительство отказалось, аргументируя тем, что торговые сети смогут таким образом уходить от налогов, если будут большую часть проданного товара проводить по спискам фудшеринга. Очередной законопроект готовится сейчас. Он поможет избежать налоговых махинаций, ограничив ритейлеров в объеме: они смогут отдавать на благотворительность лишь один процент от годового оборота продукции. Но и этого, если инициативу поддержат, хватит для нуждающихся.