В 2020 году вице-губернатор Ирина Гехт поддержала создание в Челябинской области первого в России регионального банка еды – структуры, которая собирает пригодные к употреблению, но ставшие бизнесу ненужными продукты и передает их нуждающимся. Два года спустя область вошла в первую десятку регионов, получивших пользу от внедрения практики фудшеринга. За это время удалось сохранить и использовать на благо жителей 0,8 млн килограммов еды общей стоимостью 160 млн рублей. Мы поговорили с Ириной о культуре ответственного потребления, опыте внедрения фудшеринга на Урале
– У меня бабушка с дедушкой пережили войну, – рассказывает Ирина Гехт, – они всегда говорили: выбрасывать еду нельзя. Если хлеб засох – делали сухарики, если совсем испортился – клали для птичек в кормушку.
От них и я унаследовала такое отношение. Не держу в холодильнике огромные запасы продуктов. В магазин не хожу на голодный желудок, чтобы не набирать лишнего. Если понимаю, что что-то останется лишним, – отвожу на работу или беру к родителям.
Изобилие на полках супермаркетов провоцирует нас халатно относиться к продуктам: выбрасывать их, покупать лишнее, плохо планировать свой рацион.
Важно каждому следовать культуре разумного потребления еды, говорить о ней, воспитывать ее в обществе. И производители продуктов питания здесь также играют немаловажную роль – в их руках огромные объемы продовольствия.
– Удалось ли найти ключик к бизнесу?
– Я убеждена, что развивать культуру бережного потребления нужно комплексно, вкупе с ответственным производством. Сегодня предприятиям бывает намного проще выбросить непроданную еду, чем тратить время и силы на работу с остатками. Когда в регионе появился банк еды «Русь», мы стали общаться с компаниями, показывать им, что есть альтернатива – фудшеринг. Продукты можно использовать разумно: отдать людям вместо того, чтобы выкинуть. Эту технологию стали применять крупнейшие уральские компании, такие как «Макфа», «Увелка» и другие.
На благотворительность передают и излишки молочной продукции, и скоропортящиеся продукты, готовы передавать сыры. Конечно, важно, чтобы торговые сети тоже включались в фудшеринг и жертвовали продукты, которые не успевают продать. Как это делает, например, «Пятерочка».
«Очень важно сохранить бережное отношение к еде. Пригодные к употреблению продукты не должны уничтожаться. Не только каждым из нас, но и производителями». Из выступления Ирины Гехт в Совете Федерации. http://council.gov.ru/events/news/102574/
– Что в результате получила область?
– Фудшеринг позволяет гибко, оперативно и в то же время системно решать важнейшие социальные вопросы. Благодаря ему мы помогаем нуждающимся семьям с детьми, пенсионерам, другим людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В Челябинской области работает более 50 постоянных пунктов выдачи продовольственной помощи банка еды «Русь», которую ежегодно получают свыше 320 тыс. нуждающихся.
Люди очень ждут эту помощь и воспринимают ее с большой благодарностью. В больших городах есть другие возможности и благотворительные фонды, а на селе каждый пакет продуктов – праздник и огромное подспорье. Наши большие наборы с базовыми продуктами, в которые входят каши, крупа, сахар, масло, мука и т.д., существенно улучшают качество жизни семей.
Фудшеринг дает нам ресурс на случай всякого рода чрезвычайных ситуаций. Когда случаются пожары, другие беды – у нас есть резерв продуктов. Особенно заметной эффективность продуктовой помощи стала во время пандемии. Тогда гуманитарный центр «Руси» работал практически круглосуточно, туда приезжали волонтеры со всего региона, помогали формировать проднаборы для одиноких пенсионеров, семей с детьми, молодых инвалидов.
– Значит, фудшеринг для области стал ресурсом для оказания социальной поддержки людям. Сказывается ли экологический аспект фудшеринга на вашей работе?
Да, технология фудшеринга позволяет решать экологические проблемы за счет сокращения объема пищевых отходов и затрат на их переработку.
Благодаря челябинскому фудшерингу за три года удалось предотвратить попадание 107 тонн метана в атмосферу.
В 2022 году в Челябинской области образовалось 790,5 тыс. тонн твердых коммунальных отходов. Из них порядка 20% – пищевые.
В области работают пять мусоросортировочных комплексов и несколько предприятий по утилизации отходов. Проблема переработки очень важна для нас. Планируем, что к 2030 году на захоронение будет направляться не более 50% от количества образующихся ТКО.
Благодаря работе управляющей компании моего дома я стала сортировать мусор не просто на пищевые и непищевые отходы (бумага, крышки от пластиковых бутылок, пластик по его разновидностям, бумага, текстиль). Раз в неделю во двор приезжает машина со специальными контейнерами, и в течение дня можно это все сдать в переработку. Очень удобно.
Безусловно, нужно не только развивать сектор утилизации, но и предотвращать образование отходов, в частности пищевых.
«В широких масштабах фудшеринг позволил бы сохранять и экологический баланс, сберечь природные ресурсы, поскольку проблема пищевых отходов становится острейшей проблемой экологии». Из выступления Ирины Гехт в Совете Федерации. http://council.gov.ru/events/news/102574/
– В Совете Федерации вы были в числе первых, кто поддержал распространение фудшеринга. Вы организовывали круглые столы, экспертные встречи, дискуссии. Как реагировали на эти инициативы ваши коллеги?
– Для многих это было откровением. Мы показывали цифры: сколько еды выбрасывается в качестве излишков и отходов. Поначалу разговор шел сложно, но постепенно наших союзников становилось все больше. Есть подвижки в решении важных вопросов, есть единомышленники в Думе.
– Во многих странах фудшеринг не облагается налогом, а в отдельных случаях даже имеет финансовые поощрения. Однако нам приходится слышать от федеральных ведомств, что налоговые льготы при фудшеринге – это лишнее, так как государство не должно спонсировать ошибки бизнеса…
– Тут можно увидеть определенную логику. Но речь же идет о поддержке не бизнеса, а людей, которые нуждаются в помощи. Особенно в сегодняшней непростой ситуации. Излишки продуктов неизбежно будут возникать даже при самом аккуратном планировании. Потому что невозможно точно предсказать, сколько именно нужно произвести конкретного продукта, чтобы его успели раскупить без остатка и всем хватило.
«Если производители продуктов питания хотят передавать свои товары на благотворительные цели, это стремление необходимо всячески поддерживать, в том числе на государственном уровне, налоговыми стимулами». Из выступления Ирины Гехт в Совете Федерации. http://council.gov.ru/events/news/102574/
Предстоит найти правильный баланс интересов налоговой службы и торговых сетей, привести к общей позиции финансистов и социальный сектор. Это всегда бывает непросто, но я уверена, мы придем к мировой практике. То, что отдается бесплатно, не должно облагаться налогом, не должно быть препятствием для передачи еды на благотворительность. Решение будет найдено, и оно увеличит объемы продуктовых пожертвований. Нужно продолжать активно развивать фудшеринг, чтобы его преимущества стали очевидны всем, потому что фудшеринг – это не спонсорство ошибок бизнеса, а возможность решать социальные проблемы.
– А что же дает фудшеринг бизнесу? Какие компании, на ваш взгляд, должны подключиться к технологии?
Считаю, что все компании из сферы торговли и производства должны обратить внимание на фудшеринг.
Он дает бизнесу возможность пригодные для употребления и с неистекшим сроком годности продукты не выбрасывать, а передать нуждающимся. Это повышает социальную ответственность компании, позволяет меньше продуктов утилизировать. Все это положительно сказывается на экологии. Также бизнес может получить налоговые вычеты по налогу на прибыль, а в нашем регионе действует уникальная практика – вычет по налогу на имущество (в соответствии с законом Челябинской области от 25.11.2016 № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций»).
– Сколько нуждающихся будут получать бесплатно продукты и товары в Челябинской области в ближайшие годы, в каких объемах? И что еще для этого нужно сделать?
– Сегодня мы оцениваем долю тех, кто находится за чертой бедности, примерно в 12% от населения нашей области – около 400 тыс. человек. Кроме этого, есть категории, которые официально не относятся к нуждающимся, но также требуют заботы и помощи. Мамы с детьми-инвалидами, матери-одиночки, одинокие бабушки, которым трудно одновременно платить за коммуналку и покупать лекарства.
Наш план в партнерстве с банком еды «Русь» – обеспечивать этим людям хотя бы 5 килограммов продуктовой помощи на члена семьи ежемесячно, то есть по 60 килограммов в год.
И делать это следует системно: люди должны получать помощь адресно. В этом банку еды помогают социальные службы. Но порой от общественных организаций мы узнаём о людях, которые нуждаются, но не просят о помощи, никуда не ходят, не знают своих прав. Очень важно о них не забыть: для этого нужны разнообразные каналы информирования о возможности получить продукты и инфраструктура для сбора, сортировки и раздачи таких продуктов.
– Как вы посоветуете действовать другим регионам, которых заинтересовали выгоды от внедрения технологий фудшеринга?
– В первую очередь для развития фудшеринга нужно заручиться поддержкой власти.
Главную роль сыграл руководитель региона. Алексей Леонидович Текслер очень серьезно поддержал создание банка еды, увидел в этом реальную пользу для жителей. Если глава региона поддерживает, подчиненным ничего не остается, кроме как взять под козырек. В этой работе мы задействовали и наши ведомства (Минсельхоз, Минсоцотношений) и множество общественных организаций.
Правительство Челябинской области во время пандемии помогло безвозмездно получить фонду профессиональный склад со всеми услугами на базе Уральского комбината питания. Губернатор Алексей Леонидович Текслер лично побывал на складе банка еды «Русь», помог вовлечь местных производителей продуктов в промышленный фудшеринг. Ирина Николаевна Текслер – общественный деятель, супруга губернатора – возглавила попечительский совет регионального банка еды.
Безусловно, нужна помощь ресурсами. Нужны помещения. Общественная организация своими силами не сможет обеспечить склады такого объема, который нужен для работы с товарными пожертвованиями в масштабах области.
Не менее важна общая уверенность в том, что создается совершенно прозрачная структура, в которую можно вкладывать ресурсы. Здесь также позиция власти часто бывает решающей и становится гарантом того, что товары и деньги будут использованы по назначению.
Получить эффект, заметный на таком уровне, будет очень сложно без синергии, объединения усилий НКО и власти. И я призываю регионы внимательно присмотреться к технологиям банков еды и фудшеринга и взять их на вооружение.
Для получения консультации по запуску банка еды и технологии фудшеринга можно обратиться по телефону 8 (800) 555-24-29 или изучить информацию на сайте банкеды.рф.