Речь идет о законопроекте, направленном на отмену НДС на продукты с истекающим сроком годности. Насколько важна эта инициатива и как делают потребление более рациональным в других странах?
Минпромторг поддерживает законопроект, направленный на отмену НДС на продукты с истекающим сроком годности, сообщил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Документ уже внесли в Госдуму. Это позволит решить как вопросы гуманитарного характера, так и проблемы избыточного накопления отходов, считают в Минпромторге.
В среднем во всем мире порядка трети продовольствия производится впустую. То есть они просто пропадают, выбрасываются или отправляются на утилизацию. В России цифры сопоставимые, а потери непосредственно на этапе розничной торговли и потребления оцениваются приблизительно в 18 млн тонн в год, то есть в одну пятую часть от общего объема. Многие компании, может быть, и хотели бы эти объемы снизить — не из-за выгоды, а просто потому что еду жалко. Но сделать это не так-то просто для бизнес-процессов. Поясняет президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь», основатель медиапроекта «Про фудшеринг» Юлиа Назарова.
Налоговый барьер действительно является одним из самых значимых на пути развития фудшеринга — рационального потребления ресурсов, использования ресурсов. Поскольку компаниям сейчас выгоднее с финансовой точки зрения выкинуть или утилизировать продукты, чем передавать в банки еды или благотворительные организации, которые занимаются товарной помощью. При передаче товаров в фонды, благотворительные организации бизнес платит НДС в размере 10-20%, по этой причине, конечно, многие компании не готовы пересматривать свои бизнес-процессы и связываться с технологией фудшеринга.
Юлиа Назарова
Президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь», основатель медиапроекта «Про фудшеринг»
В последние годы очень во многих странах озаботились темой того, что огромное количество вполне доброкачественных продуктов просто выбрасываются. А ведь речь идет не просто о самой еде. В ее производство, упаковку транспортировку и так далее вложена масса ресурсов. Так что это не просто вопрос благотворительности, но и экономного отношения к окружающей среде в первую очередь. И тут вопрос с налогами важный, но не главный. Все это надо рассматривать в комплекте, говорит генеральный директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Российские ретейлеры в целом проделали очень большой путь за последние пару лет в направлении того, чтобы повысить эффективность работы со списаниями и чтобы эти списания сократить. Основное решение, которое есть, — это быстрые и агрессивные скидки для продуктов с истекающим сроком годности. Очень активно эту практику использует «ВкусВилл», который является лидером по продажам свежих продуктов, у них эта скидка составляет 40%. Сейчас федеральные ретейлеры так же активно используют эти инструменты, например в «Магните» директор магазина может устанавливать скидку 30% на товары с истекающим сроком. Следующая итерация — это так называемый фудшеринг.
Михаил Бурмистров
Генеральный директор компании «Infoline-аналитика»
Именно работа с ценами была поставлена в центр борьбы с нерациональным расходованием продуктов, например, в Швеции. В местных супермаркетах продукты, которые находятся на грани срока годности, продаются по значительно сниженной цене. И это делается исключительно оперативно.
В Великобритании развернута инициатива Love Food Hate Waste («Любим продукты, ненавидим выкидывать»), которая популяризирует тему. Франция приняла даже специальный закон, согласно которому супермаркеты обязаны жертвовать непроданные продукты питания благотворительным организациям или использовать их в качестве корма для животных.
В США в разных штатах и городах существуют программы, которые связывают поставщиков продуктов питания с благотворительными организациями и местными коммунальными службами для перераспределения неиспользованных продуктов.