17 млн тонн пищевых отходов образуется в России ежегодно на этапе хранения, реализации и потребления. Это около 28% ТКО. Практически весь объем пищевых отходов (94%) направляется на полигоны и свалки, где загрязняет почву, воду, и воздух. 17 млн тонн ежегодно выбрасываемой еды выделяет порядка 2,4 млн тонн метана — сильного парникового агента.
Пищевые отходы — это колоссальные финансовые потери. Исследование оценивает стоимость ежегодно выбрасываемой еды в 1,64 трлн руб.
Эффективным способом предотвратить нерациональное использование продуктов питания является фудшеринг. Это онлайн-сервисы, позволяющие распределять продукты питания между членами сообщества. Пользователи могут размещать информацию об имеющихся продуктах, их количестве, местонахождении и договариваться об их безвозмездной или возмездной передаче. Спецификой продуктов, с которыми работает фудшеринг, является истекающий срок годности. Онлайн-платформы придают продуктам мобильность, предотвращая их переход в статус отходов.
Развитие модели фудшеринга в полной мере соответствует целям в области устойчивого развития ООН и несет обществу тройную пользу.
- Спасенные продукты передаются людям, которые в них заинтересованы, в том числе нуждающимся.
- Рационально используются природные и трудовые ресурсы (вовлекая меньше ресурсов, можно накормить большее количество людей).
- Сокращается объем пищевых отходов.
Фудшеринг в России развивается гораздо более медленными темпами, чем другие сегменты экономики совместного потребления. Сегодня этот сектор воспринимается прежде всего как благотворительность, а не как бизнес. Однако международный опыт (Olio, Karma App) показывает, что социальная и коммерческая цели могут успешно сочетаться.
За 2018 год в России благодаря фудшерингу было спасено порядка 7 тыс. тонн еды. По оценкам РАЭК и ТИАР-Центра, этот объем может вырасти до 1 млн тонн уже к 2024 году. Для реализации потенциала фудшеринга в России необходимо три ключевых компонента.
- Комфортное государственное регулирование, связанное с определением статуса продукции для фудшеринга и ее налогообложением. Исследование дает карту регуляторных барьеров, препятствующих развитию онлайн-сервисов по распределению продуктов питания.
- Развитие технологических платформ, обеспечивающих быстрый рост количества участников и мобильность в распределении еды. В течение
2018–2019 гг. в России появилось несколько фудшеринговых стартапов (EatyEat, Food Hide, Алисок) некоторым удалось привлечь первые инвестиции. - Нацеленность бизнеса, работающего с продуктами питания, на максимально эффективное их использование. Сегодня крупные розничные сети и производители продуктов питания (включая Х5 Retail Group, Дикси, PepsiCo, Danone, Cargill и др.) сотрудничают с благотворительными организациями, занимающимися распределением продовольствия среди нуждающихся (крупнейший из них, Фонд продовольствия «Русь», спасает около 4,6 тыс. тонн в год). Однако объем распределения еды составляет менее десятой доли процента от продуктов с истекающим сроком годности.
Дальнейшее развитие фудшеринга в России и достижение объема спасенного продовольствия в 1 млн тонн ежегодно — это возможность обеспечить едой около 1,3 млн нуждающихся россиян, предотвратить выброс 143 тыс. тонн метана, а также сделать бизнес на продуктах питания с истекающим сроком годности, общая стоимость которых превышает 85 млрд руб.