Cостоялось первое заседание Экспертного совета по рациональному использованию продовольствия, который был сформирован по инициативе PwC в России и благотворительного «Фонда продовольствия «Русь».
Инициатива по рациональному использованию продуктов питания была объявлена в этом году на XXI Петербургском международном экономическом форуме и получила поддержку со стороны ведущих компаний розничной торговли, производителей продуктов питания, а также предприятий общественного питания. В состав Экспертного совета вошли представители таких компаний, как Coca Cola, Mondelēz, PepsiCo, P&G, Unilever, X5 Retail Group, «Бондюэль-Кубань», «Группа Продо», «Дикси» и ряд других. Уже обсуждены проекты поправок к Налоговому кодексу РФ, благодаря которым компании смогут передавать гораздо больше товаров на благотворительные цели. Необходимость изменений вызвана тем, что действующий налоговый механизм создает дополнительное налоговое бремя при передаче товаров в виде благотворительности. Эти налоговые потери по НДС и налогу на прибыль могут достигать 38% от стоимости передаваемой продукции. Предлагаемые поправки призваны устранить эту несправедливость, что, в свою очередь, увеличит привлекательность благотворительной деятельности для всех участников рынка.
Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России: «Созданный экспертный совет – консультативный орган, который будет способствовать эффективному взаимодействию всех заинтересованных сторон в целях лучшего обеспечения продовольствием социально незащищенных слоев населения, сокращения пищевых излишков и экономии ресурсов. PwC готова привлечь к реализации этого проекта высококвалифицированных специалистов и выступать в качестве его координатора. Первый этап в нашей работе – будем добиваться назревших налоговых изменений».
Управляющий директор «Фонда продовольствия «Русь» Виктория Крисько: «Действующая система налогообложения существенно замедляет процесс развития программы перераспределения продовольственных излишков. При передаче товаров на благотворительность юридическое лицо не может претендовать на возврат налога на прибыль, не вправе принять к зачету выставляемый поставщиками входящий НДС по сырью и материалам, необходимым для изготовления продукции, которая передается на благотворительные цели. На фоне этого многим производителям и торговым сетям дешевле дожидаться истечения сроков годности продуктов с их последующей утилизацией, чем передавать эти продукты на благотворительные цели».
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ежегодно в мире утилизируется 1,3 млрд тонн продуктов питания, это треть всех произведенных продуктов. Сокращение потерь продовольственных продуктов было признано ООН одной из целей устойчивого развития. В прошлом году во Франции и в Италии были приняты законы, запрещающие крупным супермаркетам уничтожать нераспроданные продукты питания и обязывающий их передавать такие товары на благотворительные цели.
Инициатор принятия вышеупомянутого закона во Франции Араш Дерамбарш, муниципальный советник Курбевуа (департамент О-де-Сен, Франция), заявил: «Франция стала первой страной, которая начала решать проблему уничтожения пригодных к употреблению продуктов питания на законодательном уровне. Мы рады, что многие страны сегодня перенимают наш опыт. Уверен, что инициатива PwC и Фонда продовольствия “Русь” положит начало масштабным переменам в деле рационального распределения продовольственных товаров в России».