В Государственной думе прошло заседание экспертного совета, на котором представители бизнеса сообщили, что им значительно выгоднее утилизировать продовольствие, нежели передавать его на благотворительность.
На заседании экспертного совета на тему: «Фудшеринг: экономический, социальный и экологический аспекты» при Комитете по экологии и охране окружающей среды Государственной думы Российской Федерации, которое прошло 5 декабря 2019 года, представители бизнеса и некоммерческих ассоциаций сообщили, что при передаче продукции на благотворительность вынуждены уплачивать НДС и налог на прибыль, в то время как затраты на утилизацию продукции значительно ниже — на
Проблема была поднята в связи с обсуждением темы фудшеринга — передачи (в том числе на благотворительность) продукции с подходящим сроком годности, не утратившей своих потребительских свойств — продуктов питания и товаров, которые уже не могут быть реализованы в розничных сетях, однако все еще являются качественными и кондиционными.
По данным исследования, проведенного РАЭК и ТИАР-Центром, ежегодно в России образуется более 17 млн тонн ТКО. Практически весь объем пищевых отходов (94%) попадает на свалки и полигоны, где становится источником загрязнения почвы, воды и воздуха и выделяет порядка 2,4 млн тонн метана — сильного парникового агентства, отсутственного за глобальные последствия изменения климата. При этом, по последним данным, около 21 млн человек в России живет за чертой бедности, и спасение данного объема продукции еще до того, как он станет отходами, позволило бы также решить проблему голода и поспособствовать выполнению Россией Цели устойчивого развития ООН №12 («Борьба с голодом»).
Участники, среди которых были как представители крупного ритейла и производителей пищевых продуктов, так и благотворительные и общественные организации, отметили, что основным барьером для развития системы фудшеринга в стране является действующая система налогообложения: компаниям дешевле утилизировать продукты, так как при безвозмездной передаче налоговая нагрузка может составлять до 40% стоимости товара (20% — НДС, 20% — налог на прибыль). По оценкам экспертов, при снятии регуляторных барьеров ежегодно может быть спасено до 1 млн тонн продовольствия, что предотвратит захоронение пищевых отходов на полигонах и выбросы до 143 тыс. тонн метана, а также обеспечит 1,3 млн нуждающихся.
Константинов сообщил, что выпадающие доходы бюджета не превысят 400 млн рублей, в то время как затраты на социальную и экологическую политику в области материальной помощи нуждающимся и ликвидации образовавшихся отходов составляют десятки миллиардов.
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев, председатель заседания, согласился с важностью рассматриваемого вопроса для достижения экологических приоритетов и целей развития Российской Федерации. Депутат Олег Николаев дополнительно отметил, что налогообложение продукции, передаваемой на благотворительность, — это главное препятствие, которое перенаправляет продукцию в сторону отходов. «Помимо налоговых изменений необходимо также продумать дополнительное стимулирование торговых организаций для увеличения потока продуктов, передаваемых на благотворительность», — сообщил он. Депутат отметил, что надеется внести законопроект для официального обсуждения в Государственной Думе уже до завершения этого года.
Ильдар Неверов, бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию, представил экологические аспекты в части организации раздельного сбора и переработки отходов, а также обратил внимание присутствующих на необходимость в первую очередь предотвращения образования пищевых отходов. Президент Благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь» Юлиа Назарова провела анализ социальных возможностей продукции с истекающим сроком годности и рассказала о сфере работы «банков еды» в других странах. Ранее инициатива также была поддержана депутатами Государственной Думы Сергеем Вострецовым и Олегом Николаевым.
Позицию по предлагаемым изменениям высказали также Минсельхоз, Минфин, Минприроды и Минэкономразвития. Заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Елена Иваницкая и заместитель директора Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Елена Трошина оценили предлагаемые налоговые изменения как эффективный инструмент в достижении национальных приоритетов в сфере экологии и социальной политики. Александр Смирнов, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, высказал комментарии для доработки представленного предложения.
По итогам мероприятия были принято решение проработать рекомендации, поступившие от федеральных органов исполнительной власти, и вынести законопроект на официальное обсуждение на площадке Государственной Думы РФ.