В преддверии Международного дня добровольцев 2 декабря 2025 года в Москве впервые прошла торжественная церемония вручения федеральной просветительской премии «БЕРЕЖНО» — нового ежегодного проекта АНО «Полезные проекты» и благотворительного фонда «Банк еды «Русь». Премия призвана отметить тех, кто вносит вклад в бережное отношение к еде, ресурсам и человеку.
В 2025 году главный фокус — на продуктосберегателях (фудсейверах). Специально для них учреждена номинация «Продуктосберегатель года» (Фудсейвер года).
На участие в премии поступило более 300 заявок из 33-х регионов России. Среди номинантов —волонтеры фудшеринговых организаций, сторонники принципа «ноль отходов», экопросветители, блогеры, исследователи шеринговой экономики и педагоги. В течение двух недель номинанты проходили образовательную программу Фудшеринг Университета, выполняли творческие задания и делились собственными инициативами, что помогло создать уникальное сообщество людей, для которых бережливость стала образом жизни.
В конце ноября организаторы объявили лонг-лист из 10 лауреатов, прошедших отбор. Все они прибыли в Москву, чтобы лично принять участие в церемонии награждения.
Волонтёры занимают особое место в работе фонда «Банк еды «Русь», и именно поэтому мы впервые провели премию «БЕРЕЖНО». Для нас это возможность отметить тех, кто вносит вклад в бережное отношение к еде, ресурсам и человеку. Я всегда говорю: волонтёры — это душа и сердце фонда. Это люди, которые меняют наш мир, делают его лучше, потому что видят и остаются сопричастными. Все наши результаты — тысячи тонн продуктов, помощь семьям, одиноким бабушкам и дедушкам — были бы невозможны без каждого конкретного человека. У нас больше 16 тысяч волонтёров по всей стране, и именно они показывают, что значит быть милосердным и бережным. С этого года премия «БЕРЕЖНО» — новый символ того, что мы видим каждый день, и способ сказать спасибо тем, кто делает вместе с нами одно большое дело.
Юлиа Назарова
Президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь»
Премия «БЕРЕЖНО» — это не просто награда, а шанс стать более заметными и получить высокую оценку общества тем, кто активно продвигает идеи осознанности и бережного отношения к еде, ресурсам и человеку. Для нас важно профессионально поддерживать волонтеров и активистов, именно поэтому нами была учреждена премия «БЕРЕЖНО». Итоги первой церемонии награждения убедили всех участников мероприятия, что мы на правильном пути, премия — востребована и мы уже сегодня строим планы на следующий год.
Татьяна Дорохова
Директор АНО «Полезные проекты»
Сегодня в России всё чаще звучит слово «беречь» — и, кажется, именно этого нам так не хватает. Мы говорим о народосбережении, ресурсосбережении, и в этом году предложили новое понятие — «продуктосбережение» — вместо привычного «фудшеринг». Нам важно было не просто заменить термин, а подчеркнуть ценность бережного отношения к тому, что нас окружает. Мы уверены: чем ответственнее становится каждый из нас, тем более гармоничным становится и сам мир. Путь бережного отношения к людям, еде и ресурсам — это путь, который ведет нас к светлой, радостной и по-настоящему счастливой жизни. Для всех — для взрослых и детей, для тех, кто развивает бизнес, кто помогает и волонтёрит, и тех, кто нуждается в поддержке. Культура бережливости в России растёт и объединяет людей, и премия «БЕРЕЖНО» — тому подтверждение.
Анна Алиева-Хрусталёва
Исполнительный директор благотворительного фонда «Банк еды «Русь», главный редактор медиапроекта «Про сбережение», председатель жюри премии «БЕРЕЖНО»
По итогам обсуждения были определены победители премии.
1 место — Мария Пахарь (Липецкая область);
2 место —Дмитрий Федоров (Республика Башкортостан);
3 место —Ольга Щелкова (Владимирская область).
«Для меня очень ценно получить такую потрясающую награду, продуктосбережение — это уже часть жизни» — поделилась после церемонии Мария Пахарь.
Организаторы планируют сделать проект ежегодным и расширить список номинаций, чтобы поддерживать еще больше инициатив в сфере устойчивого потребления.
Премия реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, компаний «Градиент», Avon Россия, «Мир Квестов», бренда AM’Ethica и коммерческого банка «Совкомбанк».
Информационные партнеры — АиФ, медиапроект «Про сбережение», Всероссийское экологическое общественное движение «Экосистема», проект «Экоразнос», телеграм-канал «Экологичные мероприятия».
Материал дополняется.