Фудшеринг на #МЫВМЕСТЕ: как сотрудничество различных секторов помогает решать социальные и экологические задачи

Фудшеринг на #МЫВМЕСТЕ: как сотрудничество различных секторов помогает решать социальные и экологические задачи

В рамках Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ прошла панельная дискуссия, организованная банком еды «Русь» совместно с медиапроектом «Про фудшеринг». На обсуждение была вынесена тема: «Государство, бизнес и добровольцы в фудшеринге: как объединить усилия для решения социальных и экологических задач».

В мероприятии приняли участие представители государственных структур, бизнеса и экологических организаций. Модератором дискуссии выступила главный редактор медиапроекта «Про фудшеринг» Анна Алиева-Хрусталёва. Участники подняли важные вопросы, касающиеся решения проблемы перепроизводства продовольствия и шагов, предпринимаемых для достижения экологической и продовольственной безопасности.

 Президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова отметила потенциал фудшеринга в России.

Мы видим, что ежегодно в России выбрасывается колоссальное количество продовольствия, которое можно было бы направить на помощь нуждающимся. Сейчас банк еды раздает около 11 тысяч тонн продуктов, но потенциал для фудшеринга в нашей стране огромен — это порядка 1,2 миллиона тонн ежегодно - этого достаточно, чтобы обеспечить продовольствием большинство нуждающихся в стране. Для того чтобы приблизиться к этому объему, нам необходимо развивать инфраструктуру. Мы активно работаем в этом направлении и запустили франшизу социальных банков еды.

Юлиа Назарова

Президент банка еды «Русь»

 Участники также обсудили, как фудшеринг помогает минимизировать продовольственные потери и какие препятствия возникают на пути к эффективному решению этой проблемы.

 Депутат Госдумы, Председатель комитета по молодежной политике Артем Метелев подчеркнул необходимость устранения барьеров для развития фудшеринга. Он отметил, что работа по отмене НДС для компаний, передающих продукты питания на благотворительность, уже проделана, и Правительство дало положительное заключение по изменению налогового кодекса. Однако остаются два ключевых вопроса: обеспечение безопасности продуктов при увеличении объемов помощи и недостаточная инфраструктура для обработки и распределения больших объемов.

 Анна Скоробогатова, президент корпоративного благотворительного фонда «Выручаем», обратила внимание на важную роль активного волонтерского сообщества в каждом магазине. По ее словам, именно благодаря неравнодушным людям, которые помогают, можно значительно увеличить объем помощи и увидеть реальные изменения в жизни людей. Согласно представленному отчету, только в этом году по фудшеринг-программам фонд «Выручаем» передал порядка 170 тонн еды нуждающимся, однако, потенциал гораздо больше — как минимум, в 100 раз, если задействовать все 25000 магазинов по всей России, управляемых Х5 Group.

 Главный редактор медиапроекта «Про фудшеринг» Анна Алиева-Хрусталёва добавила, что для эффективной работы с ритейлом требуется минимум 800 тысяч волонтеров, не считая необходимого количества добровольцев для работы с производителями.

Участники дискуссии поделились своим опытом и идеями по улучшению фудшеринга как инструмента борьбы с продовольственными отходами, подчеркивая необходимость совместных усилий для достижения устойчивых изменений в этой области.

 Так, Татьяна Шитова — эколог АО «Вкусвилл» акцентировала внимание на важности контроля качества продуктов, передаваемых волонтерам. Она отметила, что контроль должен осуществляться как со стороны работников магазинов, так и со стороны самих волонтеров, чтобы гарантировать, что передаваемая еда соответствует необходимым стандартам. Кроме того, волонтеры должны следить за тем, чтобы объем продуктов был достаточным для того, чтобы семьи могли употребить их до истечения срока годности. Этот аспект является критически важным для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей получателей помощи.

 Руководитель направления экологических проектов в Магните, Эдуард Костенко в качестве примера важности работы фудшеринга поделился историей о том, как волонтеры привезли продукты в дом ветеранов, и пожилые люди со слезами на глазах благодарили даже за простой листовой салат - продукты, которые для одних – ежедневные покупки, а для других - недоступны. Костенко подчеркнул, что это говорит о том, насколько важную работу все выполняют, и что общие усилия действительно меняют жизнь людей к лучшему.

 Региональный директор по корпоративным отношениям компании Health & Nutrition (экс-Данон) Мария Жаркова рассказала, что с момента запуска программы фудшеринга в 2021 году компания передала на благотворительность более 1 000 тонн молочной продукции, включая свыше 400 тонн только в 2024 году. Она также поделилась примером, как фудшеринг помогает справляться с форс-мажорами и становится частью бизнес-процессов.

 «В феврале-марте этого года в нашем логистическом хабе в Самаре мы столкнулись с серьезной проблемой. Сильные снегопады парализовали Поволжье, и на склад возвращались огромные объемы товара. Машины не могли доехать до пунктов разгрузки, а склад не справлялся с объемом поступающей продукции. Без фудшеринга мы бы оказались на грани коллапса. Такие ситуации наглядно показывают значимость фудшеринга для эффективного распределения ресурсов, особенно в кризисные моменты», —отметила Мария.

 Анна Алиева-Хрусталёва подчеркнула, что мы должны помнить о значительной проблеме потерь продуктов, которая начинается с нас самих.

Нет необходимости стремиться к глобальным изменениям сразу. Гораздо важнее постепенно учиться бережно относиться к тому, что нам дается в качестве пищи, и перенести этот подход на все аспекты нашей жизни. Чем внимательнее мы будем относиться к ресурсам, тем более гармоничные отношения сможем выстраивать с окружающим миром.

Анна Алиева-Хрусталёва

Вице-президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь», автор и главный редактор медиапроекта "Про фудшеринг"