«Никак не могу привыкнуть, что у меня есть крыша над головой: книги читаю, телевизор смотрю»
Рассказывает Анна Васильевна
Два десятка лет она жила на улице, бралась за любую работу, буквально боролась за выживание… В прошлом году ей помогли найти место в социальном доме. А потом бабушку начал поддерживать банк еды «Русь»: волонтеры привозят продукты и вещи первой необходимости. Мы собираем деньги, чтобы сотни одиноких пожилых людей по всей стране получили такую важную помощь. Пусть у бабушек и дедушек всегда будет накрыт стол. Пусть они не остаются одни!
Анна Васильевна сидит на табуретке в своей крошечной комнатке, задумчиво сложив руки, постоянно трогает лицо и стеснительно отводит взгляд в сторону. Она плохо ходит, есть проблемы со слухом. Говорит тихо, словно боится потревожить собеседника собственным голосом.
«Война закончилась. Отец моей мамы погиб на фронте. Своего дома нет. Мама встретила мужчину. Он ей сказал: родишь сына — женюсь и пропишу в своей квартире. А если девочку, ничего не получишь. И вот родилась я… В итоге я стала мыкаться по детским домам. Когда закончила восемь классов, нас привезли в Ленинград на текстильную фабрику „Октябрьская“. Работали-работали и однажды оказались не нужны. Зарплату платить перестали, общежитие, в котором я жила, стало платным. Семьи у меня не было, дома тоже».
Так в августе 1991 года Анна стала бездомной. 20 лет она скиталась по улицам, искала еду, бралась за любую работу — буквально боролась за выживание.
«На той ткацкой фабрике я была ровничницей: из чесового цеха приходили копны, а мы заворачивали ткань в катушки. До конца 80-х жизнь моя была простой и упорядоченной: работа, друзья, свои небольшие радости и печали. Горе застало врасплох, нежданно-негаданно».
Всю жизнь Аня много и тяжело работала и не привыкла просить помощи. Да и не у кого было — выросла в детдоме. Поэтому, оказавшись без крыши над головой, она не стала ни к кому обращаться, решила, что сможет разобраться сама. Главное — найти работу. Новое место искала долго, наконец-то взяли санитаркой в отделение нейрохирургии Мариинской больницы. Там Анна проработала 10 лет. Уволилась, потому что совсем перестали платить.
«Думала, ладно уж мыть посуду или полы меня точно возьмут. Но не брали. Поехала по социальным общежитиям, просила о комнате — прогоняли».
После увольнения из больницы Аня жила на улице, потом — в работном доме. За уборку помещений там платили тысячу рублей в неделю. Несмотря ни на что она находила способы хоть немного заработать, никогда не пила, старалась следить за собой. Семь месяц прожила в петербургской «Ночлежке».
«Там кормили. Приезжали врачи. Нам давали зубные пасты и щетки».
Тяжелейшие условия жизни, конечно, отразились на здоровье: однажды Аня напоролась на ржавый штырь, вылечить рану возможности не было. Из-за той травмы сейчас у Анны Васильевны серьезные проблемы с ногами.
«Зимой жила на вокзале, а с пандемией нас с вокзалов выгнали. Аэропорт Пулково — вот какое место мне полюбилось. Там тепло…»
Сейчас Анне Васильевна 63. Год назад подвернулся счастливый случай: она разговорилась на улице и незнакомой женщиной и рассказала ей обо всех своих злоключениях. Оказалось, что та работает в социальной службе, она и помогла Ане найти крышу над головой. Теперь бабушка живет в социальном доме. По сути, это самый обычный жилой дом с маленькими однокомнатными квартирами. В каждой — один постоялец или семейная пара.
«За эти годы я стала скрытной, замкнутой, недоверчивой. Забыла обо всех своих желаниях. Иногда думала, зачем я родилась?.. Прошла долгий тяжелый путь и ничего не создала. А сейчас никак не могу привыкнуть, что есть крыша над головой. Телевизор смотрю, книги читаю. Не могу нарадоваться, что я одна. Раньше ведь жила или в больших комнатах с десятком мужчин и женщин, или в палатке на земле».
Недавно Анну Васильевну начал поддерживать банк еды «Русь». За десять лет работы с помощью технологии фудшеринга он помог более чем миллиону семей. Производители, магазины и кафе передают в фонд качественные неиспользованные продукты и товары, а сотрудники и волонтеры распределяют их по регионам. Для Анны Васильевны эта помощь неоценима, ведь вся ее пенсия уходит на лекарства.
Проблема в том, что у фонда нет собственного транспорта. Чтобы забрать продукты, которые бесплатно отдают компании, а потом отвезти их в пункт выдачи, приходится оплачивать аренду фур и грузовиков.
Сейчас банк еды «Русь» собирает 300 тыс. рублей на оплату услуг перевозчиков. Каждые 100 рублей из этой суммы помогут доставить 20 кг еды бабушкам и дедушкам.
Пусть Анна Васильевна больше не выбирает между едой и лекарствами!
Пусть одинокие пожилые люди будут сыты и не остаются одни.